Путину по нраву разведка

Россия действительно кое-как поднялась на нефтедолларах, а кроме того, поддержала Запад ценой потери собственного лица. Теперь Запад должен чем-то ответить...

"Мы завершили переход к развивающейся экономике", – так охарактеризовал экономические успехи России советник президента Андрей Илларионов перед собравшимися в отеле "Мариотт" представителями западного делового мира. Здесь кто-то может уловить иронию. Напрасно. Всё было предельно серьезно и даже немножко пафосно, несмотря на то, что от "развивающейся" до "развитой" нашей экономике еще плыть и плыть. Все это понимают, но общий оптимистический настрой в отношении России поддерживается двумя важными обстоятельствами. Во-первых, наша экономика сейчас действительно находится в приличном состоянии; во-вторых, после 11 сентября Россия и Запад пошли на беспрецедентное сближение, что, безусловно, сказалось на укреплении атмосферы доверия. Вопрос – надолго ли? Об этом пока стараются не говорить. Куда важнее, например, вступление России в ВТО, отсутствие в Москве антиглобалистских беспорядков, инвестиционный климат, экономические прогнозы...

По прогнозам экономистов, в 2001 рост ВВП в России году составит 5,1%; в 2002 г. – 4,3%. Рост промышленного производства – соответственно 6% и 5%; годовая инфляция – 18% и 14%; среднегодовой курс рубля – 29,5 руб./$ и 31,5 руб./$; положительное сальдо платежного баланса – $40 млрд. и $30 млрд.

Налицо явное снижение темпов при угрозе затяжного падения цен на нефть, но это никого не смущает. Зато Андрей Илларионов и Михаил Касьянов делают сногсшибательные заявления, свидетельствующие о глобальных структурных сдвигах в экономике. По словам нашего премьера, новым источником экономического роста в стране наконец становится потребительский спрос. А Илларионов делает вывод о том, что мы полностью преодолели коммунистическое наследие и развал народного хозяйства, потому что реальное потребление превысило уровень 1990-1991 годов. Это, если помните, когда в магазинах вообще жрать было нечего. И хотя доля инвестиций в ВВП, по признанию Илларионова, десять лет назад была в три раза выше, чем сейчас, зато сейчас они эффективнее.

Ко всем этим заявлениям можно относиться по-разному. Можно, например, спорить, но лучше не надо, потому что все равно никто слушать аргументы "против" не намерен. Не для этого собирались. Россия действительно кое-как поднялась на нефтедолларах, а кроме того, поддержала Запад ценой потери собственного лица. Теперь Запад должен чем-то ответить и, главное, поддержать российского президента. Потому что сакраментальный вопрос "кто Вы, мистер Путин?" теперь почему-то стали задавать все чаще в России, нежели на Западе.

А пока Абхазия и Куба обвиняют Россию чуть ли не в предательстве, пока на наших южных границах разгорается новая социальная катастрофа, президент форума Клаус Шваб заявляет, что Россия благодаря усилиям Владимира Путина стала важным членом мирового сообщества и что теперь проблема нашего внешнего долга даже стала подлежать обсуждению. Любезный Шваб договорился до того, что Россия, мол, при определенных обстоятельствах сможет сыграть роль одного из локомотивов мировой экономики. Ну, это, пожалуй, слишком, но все равно приятно. Именно реакция Кремля на террористические акты, по словам Шваба, привела к изменению отношения западных политиков и бизнесменов к России, которые, поняли, что русские, наконец, взялись за ум, что они вовсе не мафия, а союзник, в которого можно и нужно вкладывать деньги.

Все эти дифирамбы создают некую силу тяги, позитивную волну, на которой Путин, похоже, рассчитывает проскочить внешнеполитические, а главное, внутриполитические рифы и мели, оставленные ему в наследство Борисом Ельциным. Что ж, тактика понятна, да и цели – тоже, пожалуй, кроме одной – вступления Росси в ВТО. ("Yтро" уже писало об этом неоднократно).

Как бы то ни было, Путин твердо взял курс на вступление в ВТО, несмотря на многочисленные оговорки, что все действия в этом плане будут сопоставляться с интересами национальной экономики. Наверное, это должно действовать как успокоительное, однако действует слабо, потому что отечественному производителю, который первым попадет под удар мирового рынка, нужны не красивые слова, а подробный экономический анализ и защита государства. А с этим пока дело обстоит слабо. Впрочем, защита защите – рознь.

Если под защитой понимать государственный протекционизм, то есть, когда своим помогают, зато "бьют чужих", так с этим действительно беда. Другое дело – своим накостылять, чтобы чужим неповадно было – вот это по-нашему. Иногда, правда, и это бывает полезно, но так ведь иногда. Впрочем, во что выльется новая президентская инициатива по созданию финансовой разведки (соответствующий указ будет подписан в самое ближайшее время), не знает пока никто.

"Плащи и кинжалы" "развесят" где-то в прихожей Министерства финансов и будут использовать для борьбы с отмыванием нелегальных доходов. Идея, прямо скажем, не нова, некоторое время назад ее уже муссировали и в прессе, и в высоких кабинетах, однако тогда, видимо, кому-то она не слишком понравилась. Тяги не хватило. Теперь под шум американской канонады и аплодисменты собравшихся в отеле "Мариотт" Путин, похоже, решил "мочить". Вчера – Аксененко, сегодня – Головлев, а завтра? Впрочем, при чем здесь финансовая разведка? Уж чего-чего, а силовиков у нас больше чем достаточно. Но у Путина, видимо, свои резоны. Раз понадобились новые высокопрофессиональные и хорошо законспирированные "холодные головы и чистые руки", значит, дело серьезное. Поживем – увидим.

Выбор читателей