Из Шеварднадзе сделали чучело

Два силовых министра Грузии подали в отставку. Спецслужбы республики расписываются в собственном бессилии. В Тбилиси начали поговаривать о военном перевороте

Вчера из Тбилиси пришли сообщения об отставке сразу нескольких глав силовых ведомств Грузии. По собственной инициативе уйти со своих постов решили министр госбезопасности Вахтанг Кутателадзе и глава республиканского МВД Каха Таргамадзе. На волоске судьба Генпрокурора республики и министра обороны. По мнению экспертов, глубокий политический кризис, поразивший Грузию нынешней осенью, может привести к непредсказуемым последствиям. В Тбилиси уже говорят о военном перевороте, вспоминая низложение Звиада Гамсахурдиа и создание тогда Временного военного совета. Эдуард Шеварднадзе, неудачно попытавшийся в начале октября 2001 года разыграть абхазскую карту с помощью чеченских и арабских террористов, стремительно теряет популярность. Что самое главное, президент Грузии не имеет авторитета в молодой, но очень бедной и уставшей от ожидания американской помощи грузинской армии.

После неудавшегося блицкрига по овладению Сухумом отставка грузинских силовых министров была только вопросом времени. Связавшись с чеченскими формированиями Гелаева, которые, кстати, проходили подготовку на базах МГБ Грузии, грузинские военные и контрразведчики поставили своего президента в дурацкое положение. Сначала Гелаев "кинул" Шеварднадзе при помощи губернатора Эмзара Квициани, отправившегося в поход на Абхазию вместе с чеченцами. Квициани и Гелаев кормили Тбилиси байками о боях, рассказав о том, что уже почти взяли Сухум. Шеварднадзе ждал именно этой информации, поскольку откликнулся моментально. Батоно Эдуард выступил по телевидению со специальным заявлением о боях в Гаграх и Сухуме, поклялся лично выступить с оружием в руках, но... в итоге был поднят на смех. Когда же в Тбилиси выяснили истинное положение вещей, то поняли, что сели в лужу.

По некоторой информации, боевикам Гелаева и Квициани за взятие Абхазии или создание на ее территории плацдарма для действий грузинских военных было обещано около $10 миллионов. Но с "исчезновением" Гелаева (раненый чеченский полевой командир лечился в Рустави.О.П.) пропал и солидный задаток в долларах. Естественно, в Тбилиси посчитали себя обманутыми. К тому же, чеченская банда отошла на север Кодорского ущелья, бросив грузинских боевиков, завербованных МГБ и представителями Минобороны Грузии. После этого в госбезопасности республики неожиданно признали, что в Панкиси до сих пор находятся террористы, перечеркнув разом все разоблачительные выступления Шеварднадзе в адрес России. Словом, отставка силовиков стала неминуемой – это хоть как-то могло ублажить оскорбленного батоно Эдуарда. Нужен был только повод – и он не замедлил появиться: им стало "вторжение" тридцати сотрудников госбезопасности для изъятия документов в офисе телекомпании "Рустави-2". Козлы отпущения были найдены. После этого министр МГБ Грузии Вахтан Кутателадзе заявил, что существуют некие политические силы, главной целью которых является "дестабилизация обстановки в Грузии". Чуть позже, в специальном заявлении глава контрразведки отметил: "Создалась очень опасная тенденция того, что в стране начнутся необратимые процессы. Исходя из вышесказанного, считаю невозможным продолжать работу на занимаемой должности".

Отставка опального контрразведчика, провалившего "абхазское" задание президента Грузии, совпала с еще одним, не менее интересным сообщением. Вчера стало известно, что в Панкисском ущелье погиб наркобарон и глава чеченских боевиков в Грузии Вепхия Маргошвили. По предварительной версии, он стал жертвой "несчастного случая". Однако не исключено, что таким образом был ликвидирован потенциальный свидетель, который располагал сведениями о сотрудничестве грузинских официальных властей с чеченскими боевиками. В любом случае, это событие не повлияло на отставку Вахтанга Кутателадзе.

На шеститысячном митинге в Тбилиси вчера звучали требования об отставке самого Шеварднадзе, а также правительства страны. Участники акции жгли чучела и портреты руководителей правоохранительных органов и президента, выступали в поддержку парламента. В итоге глава МВД Каха Таргамадзе положил рапорт об отставке на стол президенту. Этот шаг главного полицейского страны, судя по всему, не входил в планы Шеварднадзе. Он неуклюже пытался сгладить ситуацию, заметив, что ни МВД, ни сам Таргамадзе не имеют никакого отношения к последним событиям вокруг телекомпании "Рустави-2". Действительно, министр внутренних дел Грузии поспешил уволиться "за компанию", предвидя обнародование совсем другой истории. А именно – информации об участии военнослужащих внутренних войск Грузии в совместных с чеченскими боевиками операциях в Абхазии.

Дело в том, что главным кадровым резервом "партизанского" движения в Абхазии является отдельный батальон внутренних войск МВД Грузии. Известно, что батальон комплектуется исключительно на контрактной основе. При отборе кандидатов на службу предпочтение отдается грузинам, которые ранее проживали в Абхазии и принимали участие в вооруженном конфликте 1992-1993 гг. Более того, по данным российских спецслужб, немалую часть военнослужащих этого подразделения составляют выходцы из криминальной среды, завербованные сотрудниками МВД Грузии. Они выполняют задание, воюя в Абхазии и проводя диверсии, с одной целью – избежать уголовного преследования.

В настоящее время военнослужащие батальона ВВ МВД Грузии обеспечивают режим безопасности в Ахметском районе, где, как известно, легализованы чеченские боевики. Такое соседство продолжается уже более двух лет. Кроме того, грузинские "партизаны" имели непосредственное отношение к перемещению чеченских боевиков из Панкисского ущелья в Абхазию. В июле-августе батальон внутренних войск МВД Грузии занимался переброской в западную Грузию чеченских боевиков и примкнувших к ним местных чеченцев – кистинцев. В Грузии давно уже запутались в своих отношениях с чеченскими и доморощенными криминальными авторитетами. Официальный Тбилиси провалил абхазский блицкриг, получив в итоге кризис и полное недоверие электората.

Кстати, перед возможной отставкой министр обороны Грузии Давид Тевзадзе пожаловался законодателям на критическое положение в армии. Выступая в среду на заседании Комитета обороны и безопасности парламента республики, он заявил, что программы помощи грузинской армии иностранными государствами оказались замороженными после терактов в США 11 сентября. Трещит по швам и военный бюджет Грузии. В частности, Минобороны просило на будущий год 71 миллион лари, но получило лишь 42 (приблизительно $21 млн.). На этом фоне отрадным выглядит только одно сообщение – Швейцария приняла решение передать грузинской армии старое военное имущество. Помогут ли поношенные мундиры и гимнастерки альпийских стрелков военным страны, от властей которой требуют отставки?

Выбор читателей