Чиновников равноудаляют от бизнеса

Президент заявил, что олигархи должны быть "равноудалены" от власти. Означают ли сегодняшние сенсации, что настало время "равноудаления" чиновников от финансовых потоков?

Последние события с вызовами в прокуратуру крупных российских чиновников, от заместителя губернатора Петербурга до министра путей сообщения, сильно напоминают не столь давние подобные действия в отношении олигархов. Тогда президент заявил, что олигархи должны быть "равноудалены" от власти. Означают ли сегодняшние сенсации, что теперь настало время "равноудаления" чиновников от финансовых потоков?

О причинах интереса правоохранительных органов и Счетной палаты к власть предержащим говорят почти открыто: речь идет не о банальных взятках "в конверте", а о преференциях в пользу определенных коммерческих структур, выраженных весьма внушительными цифрами. До сих пор на подобные нарушения смотрели сквозь пальцы – достаточно вспомнить "дело Бородина". Теперь, похоже, отношение к подобной практике изменилось.

Однозначно сказать, что всякое благоволение властей тем или иным коммерсантам является наказуемым, нельзя. Да и вообще, подобные взаимоотношения возникли в свое время по вполне понятным причинам: для выполнения бюджетных заказов того или иного уровня в море зарождающегося рынка трудно было отыскать не то что профессионала, а хотя бы не "кидалу" иначе, нежели налаживая дружеско-деловые связи. Но время менялось, а связи оставались. И в сегодняшней действительности раздача государственных или муниципальных заказов по "своим" стала не только неэффективной, но и вредной, поддерживая искаженную "блатом" неконкурентную среду.

В последнее время особое внимание было проявлено к страховому рынку. Несмотря на то, что программы личного страхования в России находятся в зачаточном состоянии (не считая зарплатных схем, постепенно сходящих на нет), рынок страхования промышленных и корпоративных рисков развивается весьма бурно, и деньги здесь крутятся немалые. Как выяснилось, практика работы исполнительных органов власти со "своими" страховщиками – довольно распространенное явление. Самое популярное до последнего времени решение – аккредитация соответствующих коммерческих структур при том или ином властном органе либо соглашение об эксклюзивном предоставлении услуг. На этом "попались" после принятия закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" Госстрой, Департамент государственного и муниципального имущества Москвы, Министерство культуры и другие, менее заметные ведомства.

После серии антимонопольных разбирательств практика несколько видоизменилась. Проводятся необходимые для выбора страховщика тендеры и конкурсы, но ведомства пытаются заложить в их условия собственные барьеры. Последний пример такого рода – спор между Госстандартом и антимонопольными органами, посчитавшими заложенный в ГОСТ порядок выбора компании для страхования государственного имущества и оценки финансового состояния компаний-претендентов не соответствующим антимонопольному законодательству. Кстати, в данном случае дело, рассматриваемое арбитражем, отложено в связи с выработкой мирового соглашения.

Вообще, надо сказать, что в последнее время противостояние антимонопольных органов и ведомств, работающих со страховыми компаниями, несколько снизило свою остроту. Все чаще практикуется предварительное согласование с МАП документов, регламентирующих отбор страховых компаний для нужд того или иного органа. Последний пример – Федеральная служба охраны РФ, которая первой из "силовиков" согласовала с антимонопольным ведомством документацию по проведению открытого конкурса по размещению заказа на страхование своих военнослужащих.

Однако антиконкурентные действия властей на страховом рынке – лишь частный случай общей практики. Статистика свидетельствует: из года в год ограничение конкуренции на рынке со стороны исполнительных органов власти растет, становясь одним из самых "популярных" нарушений антимонопольного законодательства. Причем, растет на всех этажах: от принуждения РЭУ к заключению договоров по обслуживанию коллективных телеантенн с определенной фирмой до распределения выгодных заказов на крупномасштабное строительство среди фирм, "близких по духу".

Судя по просачивающимся из "коридоров власти" сведениям, эту практику могут в скором времени сильно ограничить. "Верхам", окоротившим олигархов, явно не улыбается заменить властвовавшую в "эпоху Ельцина" партию крупного капитала на менее заметную, но отнюдь не менее мощную партию местных и отраслевых чиновников. Последняя новость на этом фронте – сообщения информагентств о предстоящей в ноябре-декабре проверке Московского правительства силами аппарата полпреда президента в Центральном федеральном округе, МАП России и органами прокуратуры на предмет соблюдения антимонопольного законодательства на финансовых и товарных рынках. Можно предположить, что рассматриваться будет именно тесное взаимодействие с одним и тем же известным кругом компаний при исполнении и финансовом обеспечении московских проектов.

Возможно, образцово-показательные "утечки" информации об интересе, проявленном прокурорами к управлению чиновниками находящимися в их власти финансовыми потоками и заказами, являются первым предупреждением о том, что "крепкие хозяйственники", сумевшие в эпоху беспредела сохранить на вверенном им участке относительное благополучие за счет несколько вольной трактовки федеральных законов, должны уступить место тем, кто свято чтит законы и служебные инструкции. Конечно, станет скучнее, зато, будем надеяться, более соответствующе цивилизованной практике управления государством.

Выбор читателей