Как бороться с почтовым бешенством

Лучшего средства для борьбы со спамом, чем обыкновенное письмо провайдеру, интернет-деятели пока еще не придумали. Но пользователю нужно всегда помнить, что спасение утопающих в море информации – дело рук самих утопающих

Наверное, тот день, когда активный интернет-юзер, решивший проверить свою электронную почту, обнаружит в почтовом ящике только пару личных писем, пару писем по работе и пару рассылок, на которые сам же и подписывался, он может – без преувеличения! – объявить праздником. Праздником избавления от спама.

Пока же каждый новый рабочий день у основной массы офисных работников начинается со стандартной процедуры удаления из своего почтового электронного ящика нежелательной корреспонденции. Известно, что более половины активных пользователей Сети получают спам не реже нескольких раз в неделю. Даже страшно представить, сколько ежедневно тратится впустую человеческого труда, сколько уходит гигабайт интернет-трафика, денег, наконец, просто нервов из-за пресловутых писем – например, с предложениями, как заработать 5000 баксов в месяц, ничего не делая, или как приобрести совершенно ненужное здание где-нибудь в Казани или Рязани. Как показало исследование, проведенное Европейской комиссией, ежедневный поток спама обходится интернет-пользователям в общей сложности в 10 млрд. евро ($9,4 млрд.) в год! И это только спам по электронной почте. А сколько еще нежелательных сообщений приходит, например, по ICQ?

Практически все пользователи знают, что спам – это плохо, и многие даже знают, как с ним бороться. Но спама от этого меньше не становится. Скорее, наоборот.

К сожалению, основная масса пользователей предпочитает просто удалить полученное письмо и этим ограничиться. Многие, наивно надеясь, что спамер исключит адрес из своей базы, отсылают в ответ стандартное сообщение о том, что такой адрес не существует. Еще один часто используемый ответ на несанкционированную рассылку – это атака почтового ящика спамера письмами с приложениями размером в несколько сот килобайт – до тех пор, пока не придет сообщение, что ящик забит. А так как большинство адресов спамеров созданы на серверах бесплатной почты, то и забиваются они быстро. Но что мешает самому спамеру настроить фильтры на сообщения большого размера или включить переадресацию таких сообщений на другой ящик, размер которого не ограничен?

Не очень-то спасают от беды в почтовом ящике и наиболее часто встречающиеся антиспамерские советы. Обычно предлагается либо не оставлять свой e-mail вообще нигде (это выдается за идеальный вариант), либо искажать его так, чтобы скрыть адрес от специальных роботов, собирающих адреса по сайтам. Для этого продвинутым пользователям, имеющим собственные сайты, предлагается использовать специальные скрипты. А обычным юзерам советуют оставлять свой адрес в каких-либо форумах, досках объявлений и тому подобных интерактивных формах, заменив символ @, например, на слово "собака" или проставив побольше пробелов. Мол, человек поймет, как исправить такой адрес, а дура-машина (то есть сборщик адресов) – нет. Объяснять, сколько это доставляет неудобств, наверное, не стоит.

И в итоге все подобные действия реально имеют только один результат: это бесполезно потраченные время и нервы, притом в первую очередь – получателя спама, а не его отправителя. Поэтому человек, который придумает метод борьбы со спамерами более эффективный и общедоступный, чем простое письмо провайдеру с просьбой заблокировать учетную запись спамера, может по праву рассчитывать если уж не на Нобелевскую премию, то на что-нибудь подобное из области интернет-технологий.

Года три назад, когда спам только-только дошел до Рунета, отечественных спамеров российский Интернет знал чуть ли не поименно. Имя одного из первых российских спамеров, некоего господина Армалинского, до сих пор можно найти в списках "заслуженных спамеров Рунета" (такие списки есть на ряде российских сайтов). В первое время основным спамом Рунета были в общем-то безобидные "письма счастья". Затем их сменили письма-предложения типа "Как заработать 500 у.е.". А в настоящее время такие письма встречаются все реже и реже, их сменил самый что ни на есть настоящий коммерческий спам: "Фирма "Рога и копыта" предлагает приобрести рога и копыта...". В последнее время появился спам даже с просьбами о милостыне!

Все пользователи Интернета делятся на пассивных и активных борцов со спамом. Первые – это те, кто просто удаляют пришедший спам либо заносят адреса спамеров в черные списки собственного почтового ящика и настраивают соответствующим образом фильтры. Таким образом, пассивная позиция заключается в борьбе с уже полученными сообщениями. Но это только борьба со следствием, а не с причиной. Активная же позиция заключается в борьбе со спамерами.

Пассивные способы малоэффективны и не могут решить проблему спама кардинальным образом. Это всего лишь попытка отгородиться от проблемы системой фильтров. Если каждого спамера заносить в черный список, то такой список может разрастись до огромных размеров, ведь опытные спамеры постоянно меняют адреса.

В России активные методы борьбы со спамом пока не получили большого распространения, хотя у большинства провайдеров обязательно есть специальный адрес (либо стандартного типа – abuse@[домен провайдера].ru, либо какой-то другой, который всегда можно узнать), куда можно сообщить о каждом случае спама. Провайдер в большинстве случаев сможет найти способ решения проблемы, если рассылка спама происходит через его серверы.

Не стоит думать, что наказать спамера невозможно. Еще как возможно! Для этого надо всего лишь определить, откуда пришло письмо. Проще всего это сделать, идентифицировав обратный адрес. Если, например, письмо пришло с адреса, зарегистрированного на Mail.Ru, то достаточно об этом написать в службу поддержки Mail.ru по адресу support@mail.ru (личный опыт показал, что это действует).

Но из полного заголовка письма можно узнать еще IP-адрес отправившего и вычислить провайдера, из сети которого пришел спам. Ну а потом провайдеру нужно переслать письмо спамера, но только с полным заголовком. Конечно, полной гарантии, что провайдер предпримет действия по отношению к спамеру, нет и быть не может, но это все-таки лучше, чем просто ждать, пока спамер покается и станет порядочным человеком.

Итак, лучшего средства для борьбы со спамом, чем обыкновенное письмо провайдеру, интернет-деятели пока еще не придумали. Но пользователю нужно всегда помнить, что спасение утопающих в море информации – дело рук самих утопающих.

Полную версию статьи можно прочитать в журнале "Планета Internet". Перепечатка только с разрешения редакции "Yтро.RU" и "Планеты Internet ".

Читайте также

Выбор читателей