Кто стоит на "Трех китах"

Есть предположение, что возбуждение дела по факту злоупотреблений должностными полномочиями в Государственном таможенном комитете – это подкоп под Касьянова, чьим ставленником является глава ГТК Ванин

На днях заместитель генерального прокурора Юрий Бирюков всенародно объявил еще об одном громком уголовном деле в общей череде уже возбужденных в последнее время Генпрокуратурой. На этот раз дело возбуждено по факту злоупотреблений должностными полномочиями в Государственном таможенном комитете. Бирюков не упомянул конкретных фамилий, однако, как нам стало известно, расследование ведется в отношении начальника таможенной инспекции ГТК РФ Алексея Константинова и его заместителей – Михаила Берновского и Марата Физулина. Основанием явилось заявление коммерсанта Сергея Зуева, являющегося руководителем крупнейших в столице мебельных центров "Гранд" и "Три кита". Зуев обвиняет таможенников в том, что в августе прошлого года они необоснованно арестовали полученную им на реализацию дорогостоящую мебель, а также вымогали у него $2,5 миллиона. Интересно, что Юрий Бирюков обнародовал успехи Генпрокуратуры на поприще борьбы со злоупотреблениями в таможенном ведомстве именно в тот день, когда ГТК возбудило уголовное дело по факту злостного уклонения от уплаты таможенных платежей (ст.194 ч.2 Таможенного кодекса РФ), основным фигурантом по которому проходит господин Зуев.

"Мне бы очень не хотелось верить, что это заказ, который поступил в Генпрокуратуру. Но все факты говорят об обратном" – так прокомментировал происходящее заместитель начальника таможенной инспекции ГТК Михаил Берновский.

Мебельный скандал начался более года назад, когда ГТК совместно с МВД накрыли целую контрабандную сеть. Итальянская мебель, направлявшаяся немецким отправителем, фирмой "Интер-Трейд", в адрес получателя – российской фирмы "Лига Марс", которая оформляла ее по подложным инвойсам на Одинцовской таможне, реализовывалась в двух мебельных центрах – "Три кита" и "Гранд". В таможенных декларациях вес мебели существенно занижался, иногда даже десятикратно. По предварительным данным ГТК, только в период с декабря 1999 по август 2000 года было оформлено мебели на общую сумму около 20 миллионов долларов по 400 таможенным декларациям. Вся она была ввезена с грубейшими нарушениями законодательства. В результате, по самым скромным оценкам, бюджет недополучил платежей на сумму боле 8 миллионов долларов. Мебельные воротилы создали длинную цепочку фирм-посредников между производителями мебели и мебельными центрами. Однако, как выяснили таможенные органы, во всей этой цепочке имеется центральная фигура – Сергей Зуев, являющийся генеральным директором ООО "Ла Макс", владеющего торговым комплексом "Три Кита". Он же являлся генеральным директором ООО "Альянс-95", одного из владельцев мебельного центра "Гранд". Основным же собственником этих торговых центров по документам является немецкий гражданин Уве Пфайфле – один из руководителей фирмы-отправителя "Интер-Трейд". В ходе разбирательства выяснилось также, что фирма "Лига Марс" зарегистрирована на умерших граждан. Решением арбитражного суда Москвы государственная регистрация ООО "Лига Марс" была признана недействительной, а его деятельность признана незаконной с момента регистрации. В схеме поставки мебели участвовала также некая американская фирма "Согра интернешнл", которая якобы по контракту с "Лигой Марс" давала поручение фирме "Интер-Трейд" на отправку товара в Россию. Однако, по данным таможенной службы США, такой компании на территории США не существует.

Для того чтобы провести все необходимые мероприятия по документированию противозаконной деятельности мебельных магнатов, таможенники изъяли всю поступившую на их склады мебель, а сами склады объявили временной зоной таможенного контроля. Понимая, что ему длительное время просто нечем будет торговать, Зуев занял позицию деятельного раскаяния. То есть предложил таможенникам внести все необходимые штрафы и платежи, а также клятвенно пообещал сделать свой бизнес легальным. И даже начал погашать ущерб. Тем более что ГТК пошел навстречу коммерсанту, наложив самые мягкие санкции. Однако, получив назад мебель и продав большую ее часть, Зуев пошел на попятную. А именно заявил, что выплаченные им деньги – это не погашение недоплат в бюджет, а взятка таможенникам, которую его заставили дать. Доказательством своей правоты коммерсант представляет то, что суд обязал ГТК вернуть ему 2,5 миллиона долларов. Однако, по утверждению Михаила Берновского, эти деньги – всего лишь таможенные платежи под будущие поставки товаров. Такая форма платежей давно используется на таможне. А коммерсанты, в добровольном порядке вносящие такие платежи, могут вернуть переплаченные ими суммы в любой момент. Для этого не нужно обращаться в суд, а достаточно лишь их письменного заявления.

Однако скандал не на шутку разрастается. В течение последнего года ГТК сотрясают различные проверки. И если Контрольное управление президента, работавшее с таможней, никаких нарушений не нашло, то Генпрокуратура проводит уже третью проверку в этом ведомстве.

"В качестве подножки мы получали обвинительные письма из Московской областной думы, из Госдумы, мы проверяемся Генпрокуратурой, – говорит Михаил Берновский. – На сегодняшний день мы одни. Я считаю, крутятся лжеинвестиции, я понимаю, что это масштабная система уклонения от платежей в бюджет, но я никогда не задавал вопрос, чьи это деньги и кто стоит за Зуевым. Для меня на сегодняшний день это система, с которой нужно бороться, потому что конкретные люди совершают конкретные правонарушения или организуют их".

Тем не менее, как считают наблюдатели, в конфликте наличествует как политическая подоплека, так и столкновение крупных бизнес-интересов. Есть предположение, что это подкоп под премьера Михаила Касьянова, чьим ставленником является глава ГТК Михаил Ванин. К тому же, ГТК нанесла ощутимый удар по "питерскому чекистскому окружению", закрыв контролируемую "чекистами" Одинцовскую таможню. Поговаривают также, что структуры, близкие к генералу Заостровцеву, контролируют не только оба центра мебельной торговли, но и импортерские бизнесы, обеспечивающие поставки мебели в оба торговых комплекса.

До недавнего времени на стороне ГТК играло МВД, по инициативе которого Следственным комитетом даже возбуждались уголовные дела против МЦ "Гранд", ТЦ "Три кита" и связанных с ними импортерских структур. Однако эти дела с характерной периодичностью истребовались Генпрокуратурой и в конце концов терялись в недрах Большой Дмитровки. Со следователем же Зайцевым, занимавшимся расследованием этих дел, Генпрокуратура поступила так же, как в свое время со следователем Волковым, занимавшимся делом "Аэрофлота". То есть попросту "съела", обвинив его в злоупотреблении должностными полномочиями. На этом фоне ГТК проявил недюжинную смелость, возбудив уголовное дело по факту уклонения от таможенных платежей людьми, за спиной которых стоят столь влиятельные силы.

"Я не исключаю, что могут быть предприняты абсолютно любые действия в отношении должностных лиц ГТК и меня в том числе, – заявляет Берновский. – Ничего не мешает прокуратуре задержать, арестовать, провести обыски и т.д. Юридически у нее есть все основания... Но, видимо, все же что-то мешает. Это значит, существуют проблемы с трактовкой тех или иных действий и доказательной базой.
Обидно только, что Генеральная прокуратура спешит объявить не о том, что таможенными органами расследуются крупные отклонения от налогов и факты контрабанды, а о том, что таможенные органы злоупотребляют и т.д. Это обидно, потому что все возбужденные нами уголовные дела все равно будут переданы в Генпрокуратуру. Таково положение закона. А ведь это практически прецедент, когда правоохранительными органами пресекаются столь крупные контрабандные поставки. Причем мы готовы к тому, что в ходе расследования постепенно будут приходить доказательства, в том числе и международного характера, по остальным эпизодам. А количество этих эпизодов, по нашим данным, может доходить до тысячи."

Выбор читателей