"Зарница" для томагочи

Неизвестно, чем именно так пугает подрастающая смена 70-летнего режиссера, но расправляется он со своими персонажами мастерски – 40 трупов за час экранного времени, пощады не жди ниоткуда

"Королевская битва" (Battle Royale), Япония, 2000
Режиссер: Киндзи Фукасаку
В ролях: Такеши Китано, Аки Маедо, Таро Ямамото и др.

У тебя есть карта острова, на котором ты находишься, компас, фонарик, немного еды и питья, компания из сорока одноклассников, наставник – твой бывший школьный учитель. И еще у тебя есть три дня на убийство своих друзей, чтобы остаться в живых и стать победителем. Победителем в Королевской битве. Игра типа "зарницы", лишенной условности, про такую Остер не напишет: условно раненых октябрят – пятнадцать человек, условно убитых пионеров – шестеро. В Королевской битве убивают по-настоящему. На каждого участника надет ошейник с датчиком, который может взорваться, если вы будете нарушать правила – перебивать своего наставника, к примеру. Ошейник также может взорваться, если ты останешься на участке острова, который объявлен на данный час под запретом. И в финале игры ошейники взорвутся у всех оставшихся в живых, если живых останется больше одного. Победитель в Королевской битве может быть только один. Ты не сможешь разделить эту роль ни с лучшим другом, ни с любимой девушкой. Настанет момент, когда придется выбирать – или один из вас останется в живых, или погибнут оба.

Аллюзии сюжета множатся от классического "Повелителя мух", но с ужесточением и локализацией проблемы. Нет никакого медленного саспенса и нагнетания бездействием – массовая мочиловка начинается, как только первый из игроков расчехлил свое оружие. Основным инстинктом становится закон тюрьмы: умри ты сегодня, я – завтра. Никакого деления на команды – каждый сам за себя. Не убьешь ты – убьют тебя: из-за угла, в упор, твоим собственным оружием или голыми руками.

Королевская битва, в отличие от "Повелителя мух", – это искусственно созданная ситуация. Взрослые граждане обеспокоены положением в стране, когда жертвами малолетних преступников становятся учителя, когда 800 тысяч школьников объявляют бойкот, не посещая уроки. При таких тенденциях, отягощенных экономическим кризисом, безработицей и прочими реалиями современности, взрослым остается принять радикальное решение, чтобы удержать власть в своих руках, чтобы заставить младшее поколение подчиняться, чтобы соблюсти порядок и спокойствие в государстве.

Путем жеребьевки выбирается класс 15-летних школьников, путем жеребьевки им выдается оружие для обороны и нападения. Оружием может стать автомат, револьвер, граната, топор, секира, бинокль, крышка от кастрюли и даже веер – кому как повезет. Отсчет пошел. Первое убийство для наглядности совершает наставник игроков. Так же наглядно он показывает взрыв ошейника, чтобы ни у кого из участников не зародилось надежды, что можно отсидеться в укромном уголке. При благословении родителей, в окружении военных, детей, которым была обещана воскресная экскурсия, ставят на тропу междоусобной войны.

Режиссер Киндзи Фукасаку, снявший более 60 фильмов, в том числе сериал "Бои без чести и правил", явно имеет свои счеты с молодежью. Неизвестно, чем именно так пугает подрастающая смена 70-летнего кинопатриарха, но расправляется он со своими персонажами мастерски – 40 трупов за час экранного времени, пощады не жди ниоткуда. Игроки условно делятся все же на два лагеря – нападающие и обороняющиеся, но обстановка накалена до предела, кредит доверия тает с каждым новым трупом, и девичьи посиделки, напоминающие носовские рассказы про коротышек из Цветочного города, взрываются истерией и очередной порцией убийств. Друг убьет своего друга, отвергнутый влюбленный – свою пассию, юноша, разыскивающий любимую в течение полутора суток, чтобы быть с ней рядом, погибнет от ее руки.

Для тех, кому трогательная дружба или первая влюбленность кажется важнее жизни, выход один – с вариациями: прыгнуть со скалы в морскую пучину, пустить себе пулю в лоб, повеситься и т.д. и т.п., или просто позволить себя убить.

Несмотря на жесткое и хладнокровное убийство в первых же кадрах, действие фильма стремительно движется по нарастающей: ровнехонькие штабеля малолетних покойников не успевают стать привычным зрелищем. А когда экшн немного притормаживает, режиссер начинает манипулировать теми струнами зрительского восприятия, которые чувствительны к мелодраматическим ноткам.

Спрятаться негде, помощь не придет. Но молодое поколение не так безнадежно, чтобы послушно подчиниться даже столь жесткому закону. Найдутся среди них возжелавшие победить не по правилам. Хотя весь пацифизм и человеколюбие главного героя имеют более чем странную мотивировку – его отец покончил с собой, оставив сыну послание на рулоне туалетной бумаги: "Никогда не сдавайся!". И подросток принимает решение, что не сдаваться в данном случае значит – не убивать. Нарастание сентиментальности, чередующейся с жестокой натуралистичностью, выплескивается жизнеутверждающими истинами: убивать нехорошо; дружба – это правильно. И становится непонятна излишне скандальная слава этого фильма (рейтинг R-15) – за что добропорядочные цензоры так обрушились на зрелище, где фантастическая беспредельщина кровавой бойни оборачивается вполне гуманистическим моралитэ.


Фильм выходит в прокат с 8 ноября, его премьера откроет новый кинозал в Центральном Доме Литераторов.

Выбор читателей