Шеварднадзе играет только за себя

Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе нашел возможность упрочить позиции, послав своего соперника Аслана Абашидзе в Москву, улаживать грузино-абхазские отношения

Сегодня в Москву приезжает глава Аджарской автономной республики Аслан Абашидзе. Основное внимание он должен уделить углублению сотрудничества между Москвой и Батуми. Именно эта цель официально значится в графике поездок Абашидзе, но, скорее всего, его больше будет занимать проблема урегулирования грузино-абхазского конфликта. В минувшую субботу президент Грузии Эдуард Шеварднадзе назначил аджарского главу ответственным за скорейшее снятие напряженности на Кавказе.

Грузинский президент учитывает, что 12 ноября в Москву для консультаций с российским МИДом прибывает глава правительства Абхазии Анри Джергения. Официального предложения от грузинской стороны о встрече на нейтральной территории абхазскому премьеру пока не поступало. Возможно, что оно прозвучит после визита главы Аджарии в российскую столицу. Можно также ожидать, что Абашидзе озвучит в Москве позицию руководства Грузии и изложит свои предложения по урегулированию конфликта.

Абашидзе придерживается строгого убеждения, что без участия российского правительства решить проблемы взаимоотношений Грузии и Абхазии очень сложно. Тем более, что и абхазская сторона настаивает на том, чтобы Россия принимала деятельное участие в судьбе их территории. В том случае, если Грузия по внутренним причинам не сможет предложить приемлемые условия абхазскому руководству, эта кавказская республика будет искать пути присоединения к России.

Назначение главы Аджарской республики главным переговорщиком со стороны Шеварднадзе стало очень рискованным ходом с дальним прицелом. Абашидзе называют основным конкурентом бывшего министра иностранных дел СССР и возможным будущим президентом Грузии. Он планомерно продвигает идеи, которые идут вразрез с позицией Эдуарда Амвросиевича. В частности, аджарский лидер полагает, что Грузия должна формироваться по принципу федерации, а не унитарного государства.

Шансы Абашидзе на урегулирование конфликта оцениваются достаточно высоко. Если он сможет принести мир в Грузию и на сопредельные территории, то Шеварднадзе положит в свой актив удачный выбор ответственного за переговоры. При этом, правда, рейтинг самого главы Аджарии поднимется на еще более высокий уровень. С другой стороны, в случае пробуксовки миротворческого процесса (что вполне вероятно, учитывая клубок долго копившихся проблем), Абашидзе автоматически станет виновным в срыве переговоров, что снизит его популярность в стране. Шеварднадзе окажется вроде бы ни при чем - он нашел человека, который разделяет позиции абхазского руководства, но тот оправдать высокого доверия не смог.

Выбор читателей