Финансовая встряска "неприкасаемых"

Антимонопольное министерство может до конца текущего года обратиться к лицензирующим органам с предложением об отзыве лицензий у ряда финансовых организаций

Недовольство антимонопольных органов политикой работы органов исполнительной власти с дружественными им финансовыми организациями, кажется, вступает в новую фазу. В начале недели информагентства распространили сразу несколько сообщений, ссылаясь на МАП России.

Во-первых, антимонопольное министерство "может до конца текущего года воспользоваться своим правом и обратиться к лицензирующим органам с предложением об отзыве лицензий у ряда финансовых организаций" из числа признанных нарушителями антимонопольного законодательства. О каких именно организациях идет речь, не сообщается, но, хотя в нарушении антимонопольного законодательства было замечено немало организаций, это скорее всего будут самые злостные нарушители.

Во-вторых, в I квартале 2002 года МАП намеревается рассмотреть вопросы, "связанные с контролем соблюдения антимонопольного законодательства при проведении конкурсов по отбору финансовых организаций". Самое интересное, что планируется рассматривать эти вопросы "с участием правоохранительных и контрольных органов". Если приложить к данному месседжу недавнее создание финансовой полиции и дела, возбужденные Генпрокуратурой "по наводке" Счетной палаты, создается впечатление, что в данном случае угроза нешуточная.

Кучность, с которой государственные контролирующие и правоохранительные органы стали бить по ведомственным "островам" на финансовых потоках, наводит на мысль, что в преддверии банковской реформы начата расчистка пространства для выстраивания новой финансовой системы, более адекватной тому уровню, которого достигла Россия к настоящему времени.

Возможно, правительству понятно, что любое реформирование финансовых институтов, даже при утверждении идеальной концепции, натолкнется на мощное противодействие тех властных органов и ведомств, которые за последние годы сумели выстроить собственные структуры, обеспечивающие их нужды, в том числе, внеслужебные. А уж "политического веса" для убеждения в том, что именно этот банк, страховая компания и т.д. нужны государству, у руководителей таких органов и ведомств хватает.

Доводом в пользу подобного соображения может послужить то, что пристальному вниманию слуг закона подверглись прежде всего те, кто до сих пор считался "неприкасаемым". И смехотворная сумма, вменяемая в вину Аксененко, не должна заслонять промелькнувших на ее фоне замечаний насчет принадлежащего МПС "Транкредитбанка", через который проходили все расчеты министерства. В результате полной подконтрольности банка железнодорожному ведомству, аудиторы Счетной палаты вынуждены были отметить, что невозможно провести полный анализ целевого расходования средств, в том числе, бюджетных.

Безусловно, все это может быть просто "сменой караула", и к рулю наиболее значимых с точки зрения политики и экономики ведомств, таким образом, просто приводятся "свои люди". Но даже если изначальный посыл был именно таков, сама логика разбора доставшихся в наследство финансовых завалов должна подсказать, что без создания прозрачной системы взаимодействия государственных органов с коммерческими и финансовыми организациями получится только смена лиц на пунктах влияния на власть. И лояльность новых назначенцев здесь не может служить гарантией того, что их влияние не будет служить противодействию этой самой власти – примеров тому множество еще из истории прежнего президента.

Действия антимонопольных органов в отношении московского правительства, похоже, становятся еще одним направлением, в котором решено действовать для становления прозрачных отношений между властями и капиталом. Уже в ноябре-декабре начнется масштабная проверка силами аппарата представителя президента в Центральном округе, прокуратуры и МАП соблюдения правительством Москвы требований антимонопольного законодательства на товарных и финансовых рынках. И вот последние сообщения: антимонопольные органы ужесточают контроль за главными финансовыми структурами московских властей – Банком Москвы и Московской страховой компанией (МСК).

С 5 ноября все ходатайства о получении согласия антимонопольных органов на сделки и уведомления о совершенных сделках с участием указанных организаций рассматриваются только центральным аппаратом антимонопольного министерства. Это же правило действует и в случае заключения соглашений, ведения согласованных действий, а также при согласования правовых и иных нормативных актов московских властей, в которых упоминаются Банк Москвы и МСК.

При этом МАП направило в Банк Москвы запросы с требованием указать основания открытия и обслуживания счетов более 20 бюджетных организаций Москвы и отдельных органов московской исполнительной власти. Как говорится в сообщении МАП, эта проверка "проходит в рамках серии мероприятий по контролю соблюдения требований статей 13 и 14 федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" в ряде регионов Российской Федерации". Вряд ли подобный интерес будет приятен региональным властям, в том числе и московским, которые не скрывают своих особых отношений с данными организациями.

При этом антимонопольные органы подчеркивают, что речь идет исключительно о защите конкуренции. И, таким образом, дело не в особых отношениях МАП и Лужкова, которые, как известно, не раз сталкивались на почве различного понимания возможности властей влиять на рыночную борьбу, а в особых отношениях Москвы и московского бизнеса – характерных, впрочем, для многих регионов. Судя по имеющейся информации, в ближайшее время можно ожидать обмена аргументами с обеих сторон различной силы тяжести.

"Yтро" постарается следить за развитием событий – как на ниве антимонопольного, так и на ниве "счетно-прокурорского" надзора высшей власти за своими влиятельными подопечными.

Выбор читателей