Дорожный ужас больших городов

Пробки возникают из ничего, тянутся в никуда и заканчиваются так же неожиданно, как и начинаются. Справиться с этим горем можно или увеличив количество дорог, развязок, объездов, или уменьшив число автомобилей

Как вы думаете, сколько времени может занять поездка на машине в часы "пик", например, от "Водного стадиона" до "Алексеевской"? Примерно два с половиной часа – при том, что я не пользовалась центральными улицами, а объезжала места традиционных дорожных затруднений переулками и дворами. Но нас, таких умных, тоже было немало. Видно, географию московских улиц знают наизусть уже не только таксисты. За два с половиной часа я побывала в пяти (!) пробках, выкурила полпачки сигарет, разгадала полтора кроссворда, узнала много интересного из нескольких радиопередач. Озверела окончательно и прибыла в конечный пункт в состоянии близком к полуобмороку. А на мысль о том, что сейчас мне придется ехать обратно, организм откликнулся бурной истерикой.

Согласитесь, состояние, знакомое очень многим автомобилистам. Пробки, увы, давно стали приметой нашего времени, и удивление вызывает скорее их отсутствие. На московских улицах пробки возникают из ничего, тянутся в никуда и заканчиваются так же неожиданно, как и начинаются. Хотя существуют традиционные причины: авария, сужение дороги, неисправный светофор, какой-нибудь "чудак" на аварийке, дорожные работы, отвратительное состояние самого дорожного покрытия, дождь, снег, жара, холод и гололедица. По-моему, ничего не забыла...

Справиться с этим автомобильным горем можно или увеличив количество дорог, развязок, объездов, или уменьшив число автомобилей. Можно, конечно, в приказном порядке запретить или ограничить движение личного автотранспорта в пределах, например, Бульварного или Садового кольца. Но, на мой взгляд, это не решит проблему – нам еще из школьного курса физики известно: если где-то убыло, значит, где-то прибыло.

Строительство дорог и развязок – путь логичный и неизбежный, но и он не является решением транспортной проблемы. Чем больше строить дорог и развязок, тем больше будет автомобилей и больше пробок.

Продвинутые западные производители оснащают автомобили своеобразным "пробковым" контролем. Как сообщает Русское бюро новостей, компания Citroen представила на Бирмингемском автосалоне новое поколение Citroen Xantia C5, оснащенное системой оповещения о состоянии на дорогах. Разработанная компанией Trafficmaster Plc совместно со специалистами Citroen система контроля за интенсивностью дорожного движения сама сообщит о приближающейся дорожной пробке; дело водителя – выбрать объездной маршрут. Хорошо им, капиталистам, за них все техника делает... А вот у нас, российских водителей, "встроенный пробко-контроль" в голове: вижу пробку – выезжаю на встречную или тротуар, есть куда свернуть – сворачиваю, не знаю местности – стою, курю.

И что самое удивительное, только 38,9% москвичей считают, что в столице существует транспортная проблема. При этом возросший в последнее время парк автомобилей и, соответственно, "пробки" на дороге волнуют лишь 4,8%. Сами дороги нравятся 22% граждан, а 45% считают их удовлетворительными. По данным опроса РОМИР, у 30% не вызывает нареканий общественный транспорт и еще треть полагает, что он нисколько не изменился за последние годы. А вот на улицах гораздо чаще можно услышать обратное. Наверное, довольные люди охотнее участвуют в опросах. Представляете, каким будет "общественное мнение", если подобный опрос устроить среди жителей домов, стоящих у перекрестков или в местах традиционных пробок? Ведь они-то не просто устают от постоянного шума, но и дышат практически чистым "выхлопом". Думаю, что в этом случае количество недовольных будет 100%.

Однако ж, будем надеяться, что родные городские власти не дадут нам зачахнуть и что связка автобус+метро не станет для города панацеей. Тем более что они (власти) вроде бы активно размышляют в данном направлении. Например, чтобы несколько разгрузить Центр, планируется ввести ряд запретных мер на движение в определенное время суток в некоторых направлениях. Таким способом центр города попытаются оградить от того грузового транспорта, который въезжает туда без особой необходимости. Рассматривался даже вопрос о запрете движения большегрузных автомобилей в черте города вообще, но Лужков предложил перенести рассмотрение этого предложения до окончания строительства третьего кольца.

Кстати, о кольце. Не успело закончиться строительство третьего, а дальновидные московские власти уже смотрят далеко в будущее. Через несколько лет в Москве обещают построить очередное, уже пятое по счету автомобильное кольцо. Проектирование новой кольцевой автодороги планируется начать через два-три года, хотя проекты четвертого и пятого колец уже существуют. При этом основным источником финансирования будущего строительства, как предполагается, станет дорожный фонд. Наконец-то средства будут использоваться по прямому назначению.

Кроме этого, власти Москвы собираются активно бороться с дорожными пробками в центре столицы. Для этого предполагается построить 25 так называемых "перехватывающих" муниципальных парковок, на которых автомобилисты смогут оставить свои машины, а дальше добираться в центр общественным транспортом. Первоначально стоимость места на такой стоянке составит от 5 до 15 рублей, а в дальнейшем автомобиль можно будет оставить бесплатно. Ориентировочная стоимость проекта – 50-60 миллионов долларов. Каждая парковка сможет вмещать около 1500 автомобилей.

Вот жизнь начнется, когда эти проекты осуществятся! Доехал до парковки, поставил машину на стоянку – и на автобус. Едешь с комфортом, в окно смотришь, а на соседнем сиденье какой-нибудь министр – на службу добирается. Здесь же его сотрудники, служащие, менеджеры, рабочие, продавцы, и т.д., и т.п. Парк общественного транспорта придется расширять за счет малонаселенных районов крайнего Севера. Я себе представляю это зрелище: вереница автобусов возит целый день по Центру несколько миллионов человек, прямо как в пионерском лагере. Остается надеяться, что проект этот долгосрочный и осуществится не сразу, а потому жить (то есть ездить) в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе.

Выбор читателей