Мазари-Шариф выбирает светскую жизнь

Жители одного из крупнейших городов Афганистана Мазари-Шарифа, освобожденного Северным альянсом, прощаются с паранджами и бородами. Жители Кабула опасаются прихода оппозиционных талибам* сил

В одном из крупнейших городов Афганистана Мазари-Шарифе, который несколькими днями ранее был взят Северным альянсом, отменены все запреты, введенные талибами* после его захвата в 1998 году. Местное радио передает распоряжения генерала Абдул Рашида Дустума, аннулирующие правила, которые насаждало движение "Талибан*".

По данным агентства Afghan Islamic Press (AIP), которое базируется в Пакистане, на улицах города уже появились женщины с открытыми лицами. В лавочках и магазинах зазвучала музыка, при талибах слушать ее было категорически запрещено. Нарушение же каралось публичной поркой, кассеты уничтожались.
У парикмахерских выстроились в очередь мужчины, желающие сбрить бороды. При прежней власти афганцу, который посмеет лишить себя этого украшения, грозил арест и тюремное заключение до тех пор, пока борода вновь не отрастет до положенной длины.

Теперь же, по словам генерала Дустума, будет восстановлена работа местной телестанции и открыты общественные места, в частности рестораны. Вновь раскроют свои двери женские школы, закрытые талибами, а женщины смогут работать.

У талибов существует много запретов: на пользование губной помадой и просмотр телевизора, на игру в карты и фотографию, и т.д. Все это, по их мнению, соответствует исламским законам и направлено на создание чистого мусульманского государства. Взятие же города силами Северного альянса положило конец жестким правилам "истинного ислама", за соблюдением которых следила религиозная полиция талибов.

Впрочем, даже в южном городе Кандагар, оплоте духовного лидера талибов муллы Мохаммада Омара, появились признаки изменений - в магазинах стали продавать кассеты и даже компакт-диски. По словам очевидцев, религиозная полиция практически исчезла с улиц афганских городов после того, как здание ее Министерства стало мишенью ракетно-бомбовых ударов США.

И все же, жители Мазари-Шарифа опасаются, что представители этнической группы пуштунов могут подвергнуться репрессиям со стороны Северного альянса, в который входят, в основном, узбеки и таджики. И, вероятно, у них есть на то основания.

После взятия Мазари-Шарифа силы Северного альянса захватили город Пули-Хумри, который принято называть "воротами" в афганскую столицу. И, по словам представителя Северного альянса Ашрафа Надима, теперь войска оппозиции в любую минуту готовы двинуться на Кабул.

Однако многие жители афганской столицы с опасением ждут прихода оппозиционных сил. "Все прекрасно помнят, что они делали здесь", - говорит один из жителей города, вспоминая столкновения, которые происходили между двумя наиболее авторитетными полевыми политиками – Ахмад Шахом Масудом и Гульбеддином Хекматиаром. Оба были влиятельными командирами, боровшимися с советскими войсками и правительством Кабула, которое поддерживалось Москвой. Однако после падения просоветского режима они так и не смогли поделить Кабул. Бывшие борцы за свободу, заставившие советские войска покинуть территорию страны, не имели представления о том, как распорядиться доставшейся им властью.

В августе 1992 г. формирования Хекматиара выпустили по Кабулу 600 ракет. Жители, практически не видевшие военных действий во время пребывания советских войск в стране, еще не сталкивались с таким террором. Такие понятия, как закон и порядок практически исчезли. В течение нескольких лет боев за город в Кабуле погибло примерно 50.000 человек. Прекратилось это лишь в 1996 г. после взятия Кабула талибами, когда Масуд был вынужден бежать с верными ему войсками на север.

"Мы не хотим повторять прежних ошибок, мы не хотим, чтобы история повторялась, и Кабул вновь стал жертвой противостояния между различными группировками", - сказал Хамид Сидиг, советник бывшего короля Афганистана Захиршаха, который в настоящее время живет в изгнании в Риме.

В то же время, верховный комиссар ООН по правам человека Мэри Робертсон призвала Северный альянс уважать права гражданского населения и национальных меньшинств на занятых его силами территориях Афганистана. В своем заявлении она подчеркнула, что "пришла пора покончить с климатом безнаказанности в Афганистане". "Это самое меньшее, что мы должны гарантировать страдающему гражданскому населению Афганистана", - указала верховный комиссар ООН.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей