Банкротство сближает чиновников

После принятия "Закона о несостоятельности (банкротстве)" фиктивных банкротств избежать полностью не удастся, но за них уже будут наказывать по всей строгости

На заседании правительства 13 ноября была в целом одобрена новая редакция проекта закона "О несостоятельности (банкротстве)". В течение трех недель законопроект будет доработан с учетом замечаний всех участников обсуждения, после чего должен поступить на рассмотрение Госдумы. По словам главы Минэкономразвития Германа Грефа, принятие этого закона станет "очередным шагом к построению цивилизованных отношений общества в сфере хозяйственного оборота".

Такой же точки зрения придерживаются и многие депутаты. Как заявил в интервью "Yтру" Юрий Курин, председатель подкомитета Госдумы по банкротству Комитета по собственности, "недовольство ныне действующим законом достигло критической массы". Работа над документом существенно тормозилась разными взглядами его разработчиков на ряд проблем. "Долгое время не могли найти общие подходы Минэкономразвития и Федеральная служба по финансовому оздоровлению (ФСФО). В Думе ждали, когда единое мнение будет представлено правительству". Реальным стимулом для продолжения работы стала прошедшая в начале октября Всероссийская научно-практическая конференция по проблемам совершенствования законодательства о банкротстве. "Она обеспечила самый широкий охват мнений по проблеме. Компетентно, без всякой политизации рассматривались сложнейшие вопросы. В конце октября на заседании арбитражных управляющих, входящих в российскую гильдию, обсуждение продолжилось, что позволило прийти к общей точке зрения".

По признанию Юрия Курина, несмотря на то, что законопроект содержит еще не до конца решенные проблемы, он уже вполне доработан для представления в Госдуме. Проблемы, прозвучавшие на заседании правительства, вполне могут быть устранены силами депутатов. "Например, не до конца прояснен статус арбитражного управляющего. Кто он: частный предприниматель, свободный художник или должностное лицо? В обсужденном в правительстве законопроекте он получает статус должностного лица только в том случае, если выполняет полномочия руководителя предприятия, и несет уголовную и административную ответственность".

Не снят вопрос о том, какими быть саморегулируемым организациям – имеются в виду объединения арбитражных управляющих, подобные палатам нотариусов или коллегиям адвокатов. "Предлагается ввести три категории организаций: численностью до 100 человек, до 500 человек и свыше 1000 человек. В зависимости от их численности, профессиональности или влиятельности, государство предоставит им тот или иной объем полномочий. Обсуждалась роль государства в процессе банкротства, а также какое ведомство должно представлять интегрированную точку зрения в этом вопросе. На это претендует Налоговая инспекция, Минфин, ФСФО".

За три недели Минэкономразвития и ФСФО должны доработать законопроект для предоставления его в Госдуму, и до конца 2001 года он может быть принят в первом чтении.

Существовавшая до сих пор процедура банкротства давала большие возможности для кредиторов, не предоставляя добросовестному должнику возможности законным образом защищать свои права. При этом у недобросовестных кредиторов было широкое поле для злоупотреблений. Теперь создается барьер для инициации процедуры фиктивного банкротства, которая подчас используется для передела собственности.

Правда, по словам Юрия Курина, полностью избежать фиктивных банкротств не удастся. "Но сейчас они проходят совершенно безнаказанно. Задача заключается в том, чтобы, выявляя факты фиктивных банкротств, привлекать виновных к уголовной, административной или гражданской ответственности. До сих пор не было ни одного случая привлечения арбитражного управляющего к ответственности за его недобросовестные действия. Его деятельность ничем не страховалась. Теперь предусмотрено страхование саморегулируемыми организациями".

Выбор читателей