Москва отмечает "День жестянщика"

Вот и дождались автолюбители национального праздника – "Дня жестянщика". Рады за тех, кому посчастливилось наблюдать это событие со стороны, и сочувствую тем, кто стал непосредственным участником шумного "праздника"

Вот и дождались мы с вами, господа автолюбители, национального праздника – "Дня жестянщика". Поздравляю всех, кому посчастливилось наблюдать это радостное событие со стороны, и сочувствую тем, кто стал непосредственным участником шумного "праздника".

Вчера осенняя вязкая слякоть сменилась пока еще слабым морозцем. Как сказал поэт, "и зима приходит к нам, а не только лето", а с ней и гололед. Все кто имеет счастье жить севернее Сочи, не понаслышке знакомы с "сюрпризами" зимы. На первый взгляд совершенно чистая и ровная дорога на поверку оказывается покрытой тончайшим слоем льда, на котором ни тормозить, ни газовать нельзя. Как показывает практика, большинство водителей к началу сезона совершенно не готовы, что заканчивается довольно печально.

Не далее как сегодня Yтром мне пришлось наблюдать на сравнительно небольшом отрезке дороги несколько мелких аварий. Правда, "чайников" резко поубавилось, наверное, отправились на "зимние квартиры", за что им большое спасибо. Так что дороги слегка разгрузили. Но радоваться рановато. Зима-то только начинается. И первый гололед - лишь тренировка перед почти полугодовым марафоном.

Ни на что не претендуя и заранее прося прощения у специалистов, я возьму на себя смелость напомнить некоторые нехитрые правила поведения за рулем в гололед.
Во-первых, необходимо соблюдать дистанцию. На скользкой дороге дистанция между автомобилями должна соответствовать удвоенной скорости движения. Если вы движетесь со скоростью 30 км/ч, то расстояние до идущего впереди авто должно быть 60 м. В условиях загруженности улиц нашего города это трудновыполнимо, но старайтесь хотя бы не "дышать впереди идущему в затылок".

Не последнюю роль играют приемы торможения, которые в гололед отличаются от торможения на сухой дороге. Много лет наши доблестные спецслужбы потратили на разработку методики эффективного торможения на скользкой дороге. В своем нелегком деле они достигли недосягаемых высот, и страна могла не бояться за жизнь и здоровье дорогих руководителей. Простым же людям приходилось осваивать приемы торможения на льду самостоятельно. Сейчас все по-другому: заплати денежку, и тебя научат всему, чему пожелаешь. А тем, кто еще не все умеет, осмелюсь напомнить, что сцепление шины с покрытием достигает максимума в момент перехода от качения к проскальзыванию. Ас, "играя" тормозами, ухитряется удержать колеса на грани юза, добиваясь наиболее эффективного торможения. Если нажимать на педаль грубыми рывками, остановочный путь увеличится. И все же на льду это лучше, чем тормозить, удерживая педаль нажатой до упора. Колесо, идущее юзом, неуправляемо. Прерывистое торможение, когда на миг ослабляется нажим на педаль, более эффективно, колеса начинают нормально катиться, и к машине возвращается управляемость.
Кстати, если прерывистое торможение демонстрирует мастер, вы, двигаясь следом, можете этого и не заметить, ибо стоп-сигналы его авто горят постоянно. Можно тормозить двигателем, не выключая зажигания и передачи. Делать это рекомендуется в следующей последовательности: сбросить подачу топлива, не выключая сцепления, выжать сцепление, включить низшую передачу и снова включить сцепление. Автомобиль увеличит обороты и будет постепенно сбавлять скорость. При этом можно плавно подтормозить рабочей тормозной системой. Такое суммарное действие создает не меньшую тормозную силу, чем колодки.

На полноприводном автомобиле замедление, достигаемое обоими способами, практически одинаково. Более того, если применить их одновременно, замедление останется тем же. Водители переднеприводных автомобилей, в той или иной степени освоив новую технику, часто переоценивают ее. Пока передние колеса создают тяговую силу, машина послушна, но при прохождении скользкого поворота сбрасывать газ не рекомендуется.

А заокеанским водителям повезло несколько больше. Мало того, что в большинстве стран климат мягче, чем у нас, так еще и АБС (антиблокировочную систему тормозов) для них, лентяев, придумали. Действует АБС так: если в процессе торможения какое-либо колесо становится заблокированным, то датчик тут же отметит изменение его угловой скорости. Компьютер выдает команду растормозить колесо, чтобы не допустить дальнейшей блокировки. В итоге АБС позволяет водителю сохранить контроль над автомобилем.

Еще один немаловажный прием – маневры на льду. Насколько эффективным может быть маневр, если всю силу сцепления колес тратить только на него? Иначе говоря, крутим баранку при постоянной скорости, не разгоняясь и не тормозя. Если это делать медленно, машина следует за рулем, слушается управления. Если руль повернуть быстро, машина будет двигаться в прежнем направлении, потому что в контакте шин с дорогой происходит срыв в скольжении. Особенно заметно это, когда руль поворачивать на большой угол.
А какой угол поворота безопасен в случае гололеда (скорость 60 км/ч, коэффициент сцепления на льду -0,15)? По известным из школьного курса физики формулам можно вычислить минимальный радиус дуги, двигаясь по которой автомобиль еще будет сохранять управляемость. Оказывается, он равен 190 метрам! Маневрировать на льду можно, но очень плавно, деликатно, без резких движений.

Каким бы вы ни были мастером, техническая поддержка не повредит. Зимой лучше не ездить на "лысой" резине. В сильные морозы лед "удерживает" шину лучше, потому что подтаивает под протектором меньше. Именно пленка влаги обусловливает скользкость льда. Одну и ту же нешипованную шину лучше "держит" шершавый лед, хуже гладкий, еще хуже бугристый. Заметьте, опасно заблуждение некоторых автолюбителей, будто шина с крупным "внедорожным" рисунком протектора хороша на льду. На скользком покрытии лучше "держат" шины с мелкорасчлененным рисунком протектора. Особенно хороши эластичные шины радиального типа. На чистом льду глубина протектора не имеет большого значения: если блокированы хотя бы передние колеса, автомобиль неуправляем!

Но на 100% обезопасить вас не смогут ни шины, ни АБС, если на вашем пути встретится "камикадзе" из числа бомжей или малообеспеченных граждан. Ведь в нашей стране каждый выходит из положения сообразно уму и прочим способностям. А способности у наших соотечественников есть. Так, один житель Казани зарабатывает на жизнь тем, что регулярно попадает в дорожно-транспортные происшествия. Выбирает непросматриваемый перекресток, выжидает ухудшения видимости (метель, дождь) и выскакивает прямо под колеса скользящих по гололеду автомобилей. Под старые "москвичи" не бросается - мало платят. А вот если приличная иномарка или новая "десятка" - тут можно отхватить с водителей, "виновных в совершении ДТП с человеческими жертвами", вполне солидную сумму. Обычно автовладельцы раскошеливаются сами, не желая связываться с ГИБДД.

А рассказала я обо всем этом не для того чтобы призвать всех сидеть дома или пользоваться общественным транспортом. Просто осторожнее надо быть. Зима время для автомобилистов особенное. А напоследок - прогноз погоды на ближайшие три-четыре месяца: вполне вероятны заморозки, обледенение эстакад, мостов, холмов, а значит, увеличивается вероятность заносов, аварийных ситуаций.

В статье использованы материалы Центра Высшего Водительского Мастерства под руководством профессора Цыганкова.

Выбор читателей