Война Счетной палаты с правительством

С.Степашин отклонил обвинения в заказном характере участившихся в последнее время проверок, проводимых Счетной палатой. Из 23 млрд руб., ушедших не по назначению, государству вернули только 6 млрд рублей

Члены Совета Федерации сегодня прослушали отчет главы Счетной палаты РФ Сергея Степашина о проделанной этим ведомством работе за год. Как признался ее глава, многие результаты проверок востребованы исполнительной властью, в том числе и правоохранительными органами.

В последнее время Счетная палата особенно активизировалась и многим политикам и организациям предъявила серьезные обвинения. Естественно, это породило многочисленные слухи и домыслы. Поэтому сегодня С.Степашин отклонил обвинения в заказном характере участившихся в последнее время проверок, проводимых Счетной палатой.

Разговоры о том, что палата проводит проверки по чьему-то приказу и "чуть ли не пытается подменить правительство" являются "абсолютно несостоятельными", заявил он.

Кроме того, С.Степашин категорически отрицает то, что Счетная палата "стала проводить проверки вдруг, совершенно неожиданно". "Никаких спецзаказов и предложений в палату не поступало", - подчеркнул он. Большая часть проверок, по его словам, "востребована, вызвана ситуацией и находится в рамках Конституции РФ".

В основном, проверки касаются эффективности расходования бюджетных средств, использования государственной собственности. "Я хочу напомнить, что одна из главных задач Счетной палаты - эффективное расходование бюджетных средств, и мне хотелось бы надеяться на поддержку Совета Федерации в этом вопросе", - заявил он. По словам Степашина, из 23 млрд руб., ушедших не по назначению, государству вернули только 6 млрд рублей.

По мнению главы Счетной палаты, "если бы исполнительная власть и Центробанк реагировали на материалы проверок своевременно, то многие вопросы были бы уже решены". Их "можно решать в оперативном порядке, и абсолютно не нужно доводить дела до уголовного расследования", считает он. Действительно, С.Степашин сильно недоволен позицией правительства в вопросе сотрудничества со Счетной палатой. Он пригрозил тем, что обратится напрямую к президенту. Оказывается, что материалы по нарушениям в МПС, например, были направлены в правительство еще три года (!) назад, но никакой реакции не было. Поэтому и пришлось вмешаться Генеральной прокуратуре.

В связи с самоустранением правительства от представлений Счетной палаты, возглавляемое Степашиным ведомство "готовит предписание о невыполнении" правительством законодательства РФ в части материалов и предложений Счетной палаты. Из 36 представлений от правительства были получены ответы только по трем из них. "Остальные были расписаны по различным министерствам, ведомствам и департаментам", - объяснил Степашин.

В мае С.Степашин адресовал премьер-министру Михаилу Касьянову письмо, в котором обратил внимание на "несоблюдение законодательства о Счетной палате в этой части". "Но ответа я так до сих пор и не получил", - сказал Степашин. В связи с этим он уже проинформировал об этой ситуации президента. "На ближайшей коллегии Счетной палаты мы будем вынуждены вернуться к более жесткой схеме взаимодействий в этой области", - подчеркнул глава Счетной палаты.

Счетная палата не намерена становиться "новым правоохранительным органом и требовать для себя дополнительных полномочий. Нам необходима лишь политическая поддержка со стороны парламента, подобная той, которую нам уже оказывает президент", - сказал С.Степашин.

Уголовные дела, возбуждаемые по результатам проверок, "не являются нашей самоцелью". "Но тандем возглавляемого мной ведомства с правоохранительными органами - это как раз то, что сейчас необходимо государству для наведения порядка в экономической и финансовой сфере", - сказал он. Поэтому Счетная палата намерена продолжать свою работу в этом направлении.

Что касается основных задач Счетной палаты на ближайшее время, то Степашин сообщил о намерении придавать "первостепенное значение" внешнему долгу России, оценке рисков при формировании государством финансовых ресурсов, а также более эффективному использованию госимущества.

Кроме того, главный счетовод России собирается предложить, чтобы приватизация предприятий, "имеющих стратегическое значение", производилась только после экспертной оценки Счетной палатой.

Выбор читателей