Любовь втроем

Только вдвоем они становятся мечтой брошенной домохозяйки. Крутой сорвиголова и болезненный невротик делят любовь рыжей бестии, воруя "зелень" мешками

Бандиты (Bandits)
США, 2001
Режиссер: Барри Левинсон
В ролях: Брюс Уиллис, Билли Боб Торнтон, Кэйт Бланшетт


Имя Барри Левинсона прочно ассоциируется у большинства зрителей с оскароносным "Человеком дождя" (Rain Man, 1988), и ко всем его работам принято внимательно присматриваться. Впрочем, ожиданий публики знаменитый режиссер как правило не обманывает. В его не очень большой фильмографии почти все ленты так или иначе известны. Удачами в разное время становились и "Уловка" (Wag the dog, 1998), и "Багси" (Bugsy, 1991), и даже ранний "Молодой Шерлок Холмс" (1986) весьма неплох, хотя до уровня упомянутого мегахита, принесшего своим создателям мировую славу, прочие работы Левинсона явно не дотягивают.

Не стал исключением и последний крупнобюджетный проект режиссера, премьера которого ожидает отечественного зрителя. Романтическая гангстерская комедия с такими звездами, как Брюс Уиллис и Билли Боб Торнтон, приправленная старлеткой Кейт Бланшетт, хоть и не претендует на признание в академических кругах, но без особого труда может приковать внимание публики на те два часа, что длятся "Бандиты".

Сценарий во многом повторяет стандартные ходы большинства фильмов о банковских налетчиках, с той лишь разницей, что в сюжет вплетена комедийная линия в стиле Вуди Аллена. Друзья-каторжане совершают побег из тюрьмы и становятся известными всей Америке грабителями-"ночниками". Это не вполне адекватно переведенное прозвище (хотя в целом дубляж не очень сильно раздражает) легко объяснить исходя из характера преступной деятельности наших бандитов. Они заявляются домой к управляющим банками и берут тех в заложники, как правило, вместе с семьями, мирно ночуя у своих будущих жертв. Затем, наутро, без единого выстрела, ставшие почти друзьями преступники с помощью банкиров нагружают сумки "зеленью" из застрахованных сейфов и мирно расстаются на глазах удивленной публики, а иногда и полиции.

Весь смысл аферы в том, что милый и интеллигентный герой Б.Б.Торнтона, страдающий тяжелой ипохондрией с кучей сопутствующих медицинских фобий, наряду с внушающим уважение слабому полу бывшим боксером Б.Уиллисом настолько гнушаются "мокрухой", что предпочитают рисковать свободой, надеясь лишь на собственное обаяние. Гангстеры лелеют мечту купить ресторан на берегу Мексиканского залива и мгновенно обретают славу робингудов.

Вся первая половина фильма отдана под всевозможные взрывные сценки и гэги, большинство из которых вполне качественны. Со второго часа в дело вмешивается рыжеголовая бестия Кейт Бланшетт, к которой оба героя мгновенно вожделеют. Коллизия закручивается вокруг предложения героини разделить их взаимную любовь на троих, поскольку комплексующий бандит-интеллигент плюс невозмутимый мачо – в ее глазах образ настоящего и долгожданного героя из известной песенки Бони Тайлер, которую Кейт все время напевает.

Вообще, вся сюжетная линия многократно обыгрывается в названиях и текстах музыкальных композиций, неувядающую свежесть которых также предлагается оценить зрителю. Это хиты 80-х, времени наиболее плодотворной работы как режиссера, так и сценариста Харли Пэйтона, известного автора сериала "Твин Пикс".

Романтическая история о благородных ворах рассказывается на фоне следующих песен: "Holding Out for a Hero" все той же Бони Тайлер, "Superman" от "Five for fighting", "Beautiful Day" группы U2 и "Just The Two Of Us" Грувера Вашингтона. То есть сюжетно обыгрываются культовые и значимые и для любой американской домохозяйки средних лет эстрадные гимны. Это тоже, наверное, смешно.

Вообще фильм сильно веселый. Комический талант Уиллиса давно эксплуатируют все кому не лень, и в этом амплуа он неподражаем. Хотя в "Бандитах" ему явно не дают развернуться, поскольку большая часть гэгов приходится на долю партнера. А у последнего столь много общего с вечно рефлексирующими героями Аллена, что в некоторые моменты вполне можно подумать, что режиссер вовсе не Левинсон. Еще одним прозрачно цитируемым киношедевром является, без сомнения, "Буч Кэссиди и Сандэнс Кид". Но до неповторимого стиля последнего "Бандитам" семь верст лесом. Хотя задача сделать собственный образец для подражания, наверное, не ставилась.

Хотя в фильме вообще довольно много цитат, шутки быстро заставляют расслабиться и получить удовольствие. Самоирония Барри Левинсона – его фирменный и узнаваемый прием.

Однако во всех его комедиях так или иначе присутствует и некая психологическая проблематика. В данном случае – эротическая привязанность, разделенная по-честному между друзьями. Оттеняют подобные сценарные заморочки, кроме шуток, впечатляющие дорогие съемки и вполне нетривиальный финал. Единственное, чего явно недостает этой комедии, – перца, шарма и сексуальности.

Хотя сюжет этого явно просит. На роль героини выбрана впечатляющая природными данными красотка Бланшетт. Но уж не знаю почему – то ли в силу скромности режиссера, то ли в силу контракта актрисы, – ее нигде не то что не заголили – ног не показали. Хотя разговору-то: целуется она прям показательно, а все остальное делает еще лучше. Ход с затемнением в самый интересный момент хорошо работает в варианте серьезной мелодрамы, претендующей на "авторское" кино. У Кар Вая какого-нибудь.

Если интимный мотив в комедии столь востребованного режиссера со звездами первой величины – один из ведущих в сценарии, столь вяло его отыграть – стоило ли огород городить? Юмор, интрига, детективные страсти, "сложносочиненный" ударный финал – ну все на месте. А в результате некоторых неумелых, недоделанных по диалогу, по смыслу происходящего мелодраматических сцен остается ощущение какой-то не сложившейся игры. Дело, конечно, не в теле. Но поверить, что крутые парни, фактически супермены, влюбились в шальную кухарку, даже ни разу не блеснувшую формами али еще чем, сложно. Можно вообще выкинуть из фильма всю эту мелодраматическую линию без всякого сожаления – она не работает.

Складывается впечатление, что Барри Левинсон думает, будто что-то должен зрителю. Послание какое сделать, что ли, пафосом снабдить свои ленты, заложить нечто большее, чем видит средний поглотитель попкорна. Если б не это обстоятельство, думаю, "Бандиты" могли бы считаться просто хорошим фильмом. А так – советую к семейному просмотру, в кругу друзей и близких. Вполне качественное, даже радостное зрелище. Но и не более того.


С 15 ноября фильм можно посмотреть в кинотеатрах "Ролан", "Кодак-Киномир", "Гавана", "Орион", "Художественный", "МДМ-кино", "Киноцентр" и др.

Выбор читателей