Телевизор лучше папы?

Группа американских ученых провела 165 исследований, посвященных влиянию телевидения и, обобщив их результаты, пришла к выводу, что никаких веских научных негативного воздействия ТВ на ребенка нет

Когда мне хочется тишины и покоя, я сажаю своего малолетнего отпрыска на диван и включаю телевизор. Примерно час можно спокойно заниматься своими делами: ребенок, позабыв обо всем, будет внимательно следить за событиями на экране. Увы, сей метод нейтрализации родного дитяти мне не очень-то по душе, ведь "ящик для идиота" (как назвал телевизор в одной из своих песен Владимир Высоцкий) и взрослого может довести до сумасшедшего дома. А что же тогда происходит с психикой ребенка? Вот и мои знакомые – передовые, или, как сейчас говорят, продвинутые родители – категорически против телевизора в качестве няньки. О вредном воздействии голубого экрана они прочитали массу всевозможной литературы. И когда видят, как я "издеваюсь над собственным ребенком", усаживая его перед телевизором, тут же начинают приводить "компетентные мнения" разных специалистов по детям и телеящикам (малыш в это время тихо-мирно смотрит мультики). "Ребенок, – говорят они, явно кого-то цитируя по памяти, – в результате просмотра телепередач попадает не в привычный прозаический мир, который он видит из окна и в котором живет, а в совершенно иллюзорный, но от этого все же не менее реальный. Таким образом, его характер формируется под влиянием ТВ. Отношение к жизни твоего парня будет искажено "телемиром". Ведь мир, сформированный и переданный ТВ, создает о действительности утрированное представление как в пользу "добра", так и "зла"".

"Да, – соглашаюсь я, – но... Мой ребенок смотрит только детские передачи, а не все подряд". "Никаких "но", – перебивают умные родители, – Один из редакторов детской телестудии провел однажды исследования передач для детей, после чело сделал следующие выводы: во-первых, телевизионные передачи снижают интеллект и интерес к жизни. Во-вторых, повышают внушаемость. В-третьих, снижают способность к самостоятельному мышлению и самостоятельному анализу происходящих событий. В-четвертых, ухудшают культуру речи и вырабатывают шаблонное мышление". Я опять хотел было возразить, однако мне и рта не дали раскрыть. Все больше ужасаясь, я узнал, что дети, регулярно смотрящие телевизор, отличаются от сверстников, которым ТВ смотреть не позволяют, тем, что они: в общении с людьми не чувствуют дистанции, не умея, однако, вступать в реальный личный контакт; с трудом отвечают окружающим спокойным взглядом, вместо этого таращат глаза или гримасничают; задают поверхностные вопросы, не особенно интересуясь ответом; ответы их тоже поверхностны и стереотипны; их интерес к тем или иным предметам весьма неглубок; выражения их чувств просты и имеют тенденцию к бесцеремонности; мыслят они скорыми и готовыми ассоциациями.

Увлекшись разоблачениями "дьявольского аппарата для зомбирования", мои знакомые привели еще несколько устрашающих выводов, которые сделали, в частности авторы книги "Ребенок. От младенчества к совершеннолетию" В.Гебель и М.Глеклер: "Мозг ( у смотрящего телевизор.В.С.) формируется скорее как инструмент пассивной и ассоциативной мыслительной деятельности и будет малопригоден к активному, творческому мышлению. В последующей жизни человеку ... придется постоянно ожидать, что важная информация придет извне; сам он почти не способен создавать собственные идеи и суждения. Более того, он даже не испытывает такого желания". "Посмотрев телевизор, ребенок приходит в состояние стол же неестественного двигательного возбуждения, как до того, сидя перед телевизором, находился в состоянии неестественной неподвижности. То, что дети, посмотрев телевизор, некоторое время не могут ничем заниматься, склонны к агрессии, пребывают в дурном настроении и ведут себя вызывающе, связано не с содержанием передачи, а с вынужденным покоем у экрана".

Я схватился за голову. Но мои мучители не успокаивались. "А знаешь, что про вредное воздействие телевидения на ребенка пишет православный священник иеромонах Анатолий Берестов?" "Все, все, хватит! Сейчас я этот ящик!.." – закричал я. "Нет, не хватит, – сказали садисты, – слушай же и запоминай: у детей, часами просиживающих у экрана, может расстраиваться работа кишечника, ухудшается перистальтика и развиваются запоры. Кроме того, могут "развиваться застойные явления в органах малого таза, что способствует развитию или усилению онанизма, что, в свою очередь, еще более астенизирует нервную систему. У детей появляются астеноневротические состояния, частые головные боли"... Соматические нарушения и малоподвижный образ жизни приводят к частой заболеваемости". И еще: "результатом длительного сидения у телевизора может явиться ухудшение взаимоотношения этих детей с родителями. Они становятся малопослушными, на требования или просьбы родителей оторваться от телевизора реагируют скандалом, слезами".

Этого я не вынес. Бросился к гнусному аппарату, оторвал антенну, вырвал провода и разбил кинескоп. Ребенок, которому не дали досмотреть, как племянники Дядюшки Скруджа сражаются с коварными братьями Гавс, залился слезами и устроил скандал. "Вот видишь, – удовлетворенно сказали продвинутые родители, – что сделал с твоим малышом телевизор!" И с чувством исполненного долга удалились.

Очистив комнату от остатков телевизора и кое-как успокоив ребенка, я порылся в свой библиотеке в надежде найти хоть какие-нибудь аргументы в защиту телевизионного приемника. И такие аргументы нашлись (я тут же пожалел о загубленном мной телеке). Например, я выяснил, что, по утверждению Американской академии педиатрии, просмотр хороших образовательных телевизионных программ с юного возраста оказывает "удивительно сильный и положительный эффект на детей", повышая их готовность к обучению. Однако исследования развития мозга показывают, что "дети до двухлетнего возраста нуждаются в прямом общении с родителями для здорового развития мозга и формирования соответствующих социальных, эмоциональных и познавательных навыков". То есть малышам надо проводить время с реальными людьми, а не с телевизионными персонажами.

Ученые же из университетов Канзаса и Массачуcетса утверждают, что телевизионный экран обостряет детский интеллект: те дети, которые уже в возрасте от 10 до 18 месяцев систематически ползают перед телевизионным экраном, быстрее выучиваются соотносить правильные понятия с предметами, соответствующими им. Специалист по детской психологии Бруно Беттельхайм даже заявил: "Детям нужно телевидение. В их мире нередко доминируют взрослые, которые не понимают детскую жизнь. Дети испытывают гораздо большую, чем взрослые, потребность в грезах, и удовлетворить ее может телевизор".

Наконец, группа американских ученых провела 165 исследований, посвященных влиянию телевидения и, обобщив их результаты, пришла к выводу, что никаких веских научных доказательств того, что ТВ оказывает негативное воздействие на ребенка, нет. По мнению ученых, дети в возрасте от пяти до одиннадцати лет, находясь у телеэкрана, бывают в это время вовлечены и в другую деятельность, их внимание рассеяно и не сконцентрировано на восприятии только телевизионной программы. А распространенное предубеждение связано с тем, что дети начинают "мыслить по-телевизионному", стандартно. На самом деле они отнюдь не воспринимают на веру все то, что видят и слышат на телеэкране, а анализируют полученную информацию, сравнивают ее со своими знаниями. И анализ увиденного, как считают специалисты, сравним с тем анализом, который они осуществляют после прочтения книг и прослушивания радиопрограмм. Исследователи не согласны и с тем, что телевидение снижает познавательную активность ребенка.

Что касается бытующего мнения, будто телевидение возбуждает детей, то этому нет явного подтверждения. Многочисленные эксперименты не подтвердили и утверждение, что просмотр теле- и видеосеансов, приключенческих лент, детективов тормозит способности детей выражать свои мысли. Успехи школьника зависят не от того, сколько времени он проводит у экрана, а от того, насколько умело родители формируют его познавательную активность. Если они сами сидят много часов у телевизора, то приучают к этому и детей.

Я уже было хотел идти покупать новый телевизор взамен разбитого, но тут наткнулся на данные социологического опроса, который проводился во Франции: трем тысячам детей был задан вопрос: кого они больше любят – телевизионный экран или своего папу. Почти каждый второй отдал предпочтение экрану. Нет! Я не хочу, чтобы мой сын любил телевизор больше меня! Буду ему больше книжек читать... про любовь к родителям.

Выбор читателей