От клозета – к философии

Те, кто сидит в клетке, сами хотят оказаться в роли экспериментаторов. Поэтому в гости приглашают экзотических персонажей, рассказывающих о какающих девочках

В воскресенье за стекло к нашим "сидельцам" пришел не кто-нибудь, а сам культовый писатель Владимир Сорокин. Выбор гостя был обусловлен вкусами Макса, который порекомендовал роман "Пир" сначала своей "застекольной" любовнице Марго, а по цепочке и остальным участникам шоу.

Сначала плюсы. Конечно, сорокинские экстремальные романы – это достаточно далеко от "Евгения Онегина" по стилю, но и то и другое – русская литература, причем довольно популярная. Александра Сергеича читать всегда полезно, но как-то уж больно старомодно для таких во всех смыслах новаторов, какими, хошь не хошь, а стали наши любимцы. Из современников круче Сорокина, возможно, было бы только приглашение Пелевина, которого уж точно читали все молодые (и не очень) сограждане. А если не читали – слыхали в пересказе. Но последний заныкался настолько глубоко, что я не уверен, знает ли он о проекте вообще.

Но и Сорокина вполне можно считать с некоторых пор шоу-меном. Уже и Дибров в своем новом ОРТшном эфире его интервьюировал вот буквально на днях, не удивлюсь, если и г-н Гордон вскорости пригласит. Короче говоря, вышел человек на просторы родного телеэфира и, как кажется, вполне доволен новой ролью.

А ребята таким образом продемонстрировали интуицию и вкус, даже некоторый авангардизм, позвав не какого-нибудь попсового идола, а человека для большинства зрителей вполне загадочного. И Сорокин произвел на них должное впечатление не только подарками в виде ананасов и шампанского.

По лицам барышень хорошо было видно, что появление в прозрачной квартире такого модного, импозантного человека из совершенно незнакомого мира – писатель! – произвело нужный и ожидаемый эффект. Марго сразу призналась, что хотела бы побывать в "его тусовке" (читай: в его постели), а Жанна приняла мечтательную позу и пару раз оживлялась, когда гость о чем-то спрашивал. Стало понятно, что вот с таким персонажем наши девушки могли бы снять маски и наконец-то осуществить хоть какое-то подобие эротической игры. А не строить из себя – одна секс-бомбу из дешевого стрип-холла, а другая – целку-невидимку.

Правда, принять хоть раз в неделю подобающий вид, даже в ожидании дорогого гостя, никому в голову не пришло. Ну там, помыть голову, девчонкам – подкраситься немножко. Впечатление было такое, что Сорокин попал в десятый класс на комсомольскую "встречу с интересными людьми".

Это я уже про минусы. Застекольщики были явно не готовы к общению с довольно флегматичным писателем, полной противоположностью своих предшественников – виджеев МТV и клоуна Жирика.

Ну, Сорокину, понятное дело, позвонили, позвали, он себя сейчас как раз промоутирует. Кроме того, он признался, что проект ему нравится, что это шаг к прояснению понятия "загадочная русская душа". В принципе, все его произведения – в какой-то степени осмысление этой штуки и не что иное, как попытка встать за литературное стекло с режиссерской стороны.

А вот ребятки явно не понимали, как такие психопатические тексты мог написать вполне меланхоличный, хоть и не по-детски "хайрастый" человек, по меткому замечанию Дэна, внешне очень напоминающий Ю.Грымова. Этим сравнением, кстати, Сорокин был поставлен в весьма неудобное положение, пришлось быстренько уйти от темы. Весь разговор, в общем, не склеился и был довольно бесцеремонно оборван режиссером в тот момент, когда наметилось вялое оживление.

Сорокин, вопреки своему "андерграундному" воспитанию, как всякий русский писатель, принялся "пасти народы". То есть делать то, за что Гумилев просил Ахматову его пристрелить в случае подобной попытки. Но, видать, выход на люди не предполагает в признанных литераторах иного поведения. Вы, говорит, пытайтесь относиться ко всему происходящему как к игре. Очень ценный и актуальный совет, сразу видно стало – писатель передачу не смотрит и постоянный рефрен играющих не слыхал. Потом говорит: все происходящее очень напоминает коммуналку совковых времен. Тонко отмечено, если учесть, что никто из участников в коммуналке не жил и понятия не имеет о принципах сосуществования в ней. В общем, диалог не получился. Философские рассуждения писателя настолько мало ассоциируются с его текстами, что наши "квартиранты", ожидая иного, не знали, что спросить, и вконец оробели. Скорее уж ждали, что Сорокин покажет голую ж..у, а не примется рассуждать о вечном.

На вопрос о пристрастиях к наркоте писатель обнародовал, на моей памяти уже вторично (у Диброва тоже), свое кредо. Для него САМЫМ БОЛЬШИМ НАРКОТИКОМ БЫЛА И ОСТАЕТСЯ ЛИТЕРАТУРА. Да, мол, пробовал практически все на свете препараты, но ни один так не прикалывает, как собственные тексты.

Правда, был момент, который, надо сказать, привлек мое внимание. Копрофилия и все, что связано с испражнениями, видимо, не дает покоя Сорокину не только в творчестве, где эта тема – почти центральная. Я думал, это у него прием такой литературный, ан нет, предмет постоянных раздумий. Гость даже рассказал, что один из его друзей, якобы один из самых сильных современных философов, занялся своей будущей профессией благодаря наблюдениям в пионерлагере за какающими девочками. К сожалению, он не уточнил, кто именно. Интересно было бы узнать, о ком современные фрейдисты могли бы написать очередную диссертацию в подтверждение вечной правоты Учителя.

Из участников посиделок никто должным образом не прореагировал на предложение как можно шире освещать процессы в отхожем месте, и эта часть беседы также быстро заглохла под смущенные реплики девочек.

В целом можно сделать вывод, что ребята за стеклом теперь выбирают гостей по тому же принципу, что заложен в основу передачи. Психология рулит вовсю. За ними наблюдают во все глаза и уши, и они, в свою очередь, выбирают тех, за кем интересно понаблюдать, как за подопытным кроликом. В случае с политиком, чей имидж полностью подчинен публичному кривлянию, это хоть как-то работало. С некогда подпольным писателем, целиком растворившимся в своих нарочито безумных текстах и не оставившим публике никаких иных зацепок, кроме модной бородки и роскошной шевелюры, как кажется, поиграть не удалось.

Посмотрим, кто будет следующим.

Выбор читателей