В Кабул возвращается кино и телевидение

Кабул медленно вспоминает прежнюю жизнь. Накануне в афганской столице открылся кинотеатр, и прошел первый после более чем 5-летнего перерыва показ кинофильмов. Днем раньше возобновилось телевещание

Кабул медленно вспоминает прежнюю жизнь. Накануне вечером в афганской столице открылся кинотеатр, и прошел первый после более чем пятилетнего перерыва показ кинофильма. Чуть раньше возобновилось телевещание.

В ожидании сеанса перед центральным кинотеатром "Бахтар" собралась огромная толпа желающих посмотреть картину. Тысячи людей терпеливо ждали, когда двери кинозала откроются. Как только это произошло, начался штурм. В какой-то момент полицейским даже пришлось применить кулаки и дубинки, чтобы призвать к порядку своих чересчур возбужденных таким глобальным событием соотечественников.

"Бахтар" – первый из 17 кинозалов, который открыл свои двери для зрителей после 1996 г., когда талибы* запретили любые изображения человека – от фотографий до кинолент. Это крупнейший кинотеатр Кабула, имеющий 650 мест. Но на первом после столь долгого перерыва сеансе десятки людей сидели в проходах, поскольку желающих было много больше, чем кресел.

Управляющему кинотеатра Мохаммаду Рафи чудом удалось сохранить оба кинопроектора и 16 кинолент, хотя сам зал носит следы небрежения: ободранные и поломанные кресла, осыпавшаяся штукатурка.

Тем не менее, зрители, несмотря на безумно высокую для недавних безработных цену билета (70 центов), остались очень даже довольны. "Это были все мои деньги, но мне все равно - я не видел кино уже шесть лет", - сказал репортерам 23-летний Фазиль.

Другой счастливец, попавший в кинотеатр, сказал журналисту Associated Press: "Когда талибы пришли к власти, нам запретили ходить в кино, нам запретили наслаждаться жизнью. Этого момента мы ждали долгие годы. Все очень рады и возбуждены. Мало кто помнит, что значит - смотреть фильм. Мы все так рады".

Для первого показа были выбраны две ленты: классическая афганская картина "Урудж" ("Восхождение") - о войне моджахедов против советских войск и индийская мелодрама "Элан".

Конечно, не все меняется так быстро, как хотелось бы. Женщин, например, в кинотеатр вчера не пустили. Но вот в воскресенье начало вещание телевидение. И объявила об этом с экранов телевизоров 16-летняя девочка Мариам Шакебер. Как передало NBC, она была в стильной коричневой одежде, на голову был накинут кремовый платок.

"События в столице, за ее пределами, развлекательная информация, чтение Корана, а также музыка, мультфильмы, интервью и новости, - все это возвращается к вам", - сообщила Мариам Шакебер. Пять лет назад она была ведущей детской программы, но осталась без работы после прихода к власти талибов, которые ввели жесткую цензуру на телевидении и запретили работать женщинам.
Первой программой телестудии, правда, стало выступление имама, читавшего суру из Корана.

Планируется, что столичная телестанция будет вещать пока лишь три часа ежедневно с 18:00 по местному времени на двух языках - дари и пушту. Но и это стало для афганцев невиданным ранее достижением, открывшим им окно в остальной мир.

Большая часть оборудования, на котором ведется вещание, была установлена еще в начале 70-х годов. Мощность передатчика телеканала составляет всего 10 ватт, поэтому передачи смогут принимать только в нескольких районах Кабула.

Несмотря на то, что при талибах телевидение было запрещено как оскорбляющее ислам, студии компании все эти годы оставались совершенно исправными. Более того, как предает BBC, талибы даже платили инженерам, обслуживавшим аппаратуру. Правда, при их власти, единственная действовавшая радиостанция "Шариат" транслировала только суры Корана, сводки новостей и военные марши.

Одновременно, по словам очевидцев, в городе начался "бум" на аудио- и видеотехнику, а также телевизоры. При талибах, напоминает РИА "Новости", и телевидение, и кино, и видеомагнитофоны были категорически запрещены. Полиция исламской нравственности строго следила за торговцами и изымала из продажи видео- и аудиомагнитофоны, поскольку слушать музыку, которую талибы считали "бесовским занятием", тоже запрещалось, а петь можно было только однотонные молитвы во славу талибов и их духовного лидера муллы Омара.

При талибах были разрешены лишь немногие спортивные состязания, но лишь в первой половине дня, чтобы не отвлекать правоверных от обязательных пятикратных намазов (молитв).

Другим разрешенным "развлечением" были показательные казни на центральном городском стадионе. Там в присутствии тысяч зевак либо расстреливали, либо вешали на стрелах автокранов противников режима фундаменталистов. Теперь жизнь в городе постепенно возвращается в нормальное русло.

Фото AP © 2001 Associated Press

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей