Контрабанда на иномарках

Вчера Октябрьский районный суд Барнаула поставил точку в беспрецедентном для Алтая уголовном деле о контрабанде автомобилей. Деяния 16 членов ОПГ, среди которых офицеры таможни и МВД, были оценены судом по достоинству

Вчера Октябрьский районный суд Барнаула поставил точку в беспрецедентном для Алтая уголовном деле о контрабанде автомобилей. Четверым из шестнадцати участников организованной преступной группы, среди которых офицеры таможни и МВД, придется провести на нарах от 4 до 7 лет.

..Уголовное дело было возбуждено в сентябре 1997 года Управлением по расследованию организованной преступной деятельности УВД края. Именно тогда было установлено, что иномарки на учет в ГАИ ставились по подложным документам. Уже через шесть месяцев стало понятно, что дело приобретает общероссийский масштаб, а десятки граждан и организаций из разных регионов страны – на Алтае, в Санкт-Петербурге, Приморье, Кузбассе, Новосибирской и Томской областях – вольно или невольно оказались втянуты злоумышленниками в свои махинации. Всего следствию удалось выявить 196 преступных эпизодов, которые были собраны в 16 томах обвинительного заключения. В результате действий преступной группы госказне был причинен ущерб на сумму более 20 млрд. неденоминированных рублей.

Для расследования крупномасштабного дела была создана специальная группа, которую возглавил начальник следственного отдела прокуратуры Алтайского края Александр Боровков. Следствию удалось установить, что преступную группу организовали ведущий инспектор отдела по борьбе с таможенными правонарушениями Николай Архипенко и старший инспектор группы досмотра отдела таможенного оформления и таможенного контроля Сергей Демин. Получился довольно любопытный дуэт: Демин по долгу службы занимался таможенным оформлением ввозимых из-за рубежа автомобилей для их постановки на учет в ГАИ, а Архипенко осуществлял контроль за законностью его действий. Видимо, в один прекрасный момент контролер решил, что "дружить" с проверяемым сотрудником гораздо выгоднее, чем честно надзирать.

Со временем дело было поставлено на поток, и за полтора года активной деятельности предприимчивым друзьям удалось создать весьма эффективную схему крупномасштабного контрабандного перемещения автомобилей через таможенную границу РФ. Кроме того, Архипенко обеспечивал изготовление грузовых таможенных деклараций, справок-счетов и паспортов транспортных средств. Он выступал и в роли координатора группы, в которой со временем стало довольно многолюдно: к мошенникам присоединился приятель Архипенко, заместитель генерального директора ПКФ "Трак" Андрей Коржов, некоторые охочие до нетрудовых доходов сотрудники барнаульской ГАИ, а также около десятка частных лиц, желающие заработать себе на хлеб с маслом.

Для изготовления подложных документов Архипенко использовал чистые бланки справок-счетов ГАИ Приморского края, Иркутской и Томской областей, Республики Чечня. Впрочем, где и у кого он их приобрел, установить так и не удалось. В бланках путем банальных подчисток и дописок изменялись первоначальные обозначения и номера, проставлялись поддельные печати и наборные штампы с реквизитами владивостокских и других фирм, организаций и магазинов, подделывались подписи их руководителей. Архипенко также организовал изготовление бланков подложных грузовых таможенных деклараций (ГТД) и других необходимых документов, куда вносились фиктивные сведения, заверенные поддельными печатями и штампами. В фальсификациях участвовал и Коржов, который получал за каждый комплект поддельных документов вознаграждение около 600 тысяч неденоминированных рублей.

В подложных ГТД указывалось, что ввозимые в Россию автомобили якобы прошли таможенное оформление во Владивостокской, Восточной и Балтийской таможнях с оплатой таможенных пошлин и сборов, а декларантами выступали владивостокские и санкт-петербургские фирмы. Фальсифицированные документы окончательно заверял Демин, что свидетельствовало о завершении таможенного оформления автомобилей и являлось основанием для их постановки на учет в ГАИ. В "документообороте" у жуликов находились и поддельные паспорта транспортных средств, куда вписывались ложные сведения о первоначальном владельце и регистрации автомобиля в ГАИ Приморского края. Там же фиксировались и данные о мифических "новых" владельцах автомобилей – жителях Барнаула.

А дальше количество вовлеченных стало расти уже в геометрической прогрессии. Например, для постановки контрабандных машин на учет в ГАИ на имя подставных лиц и без предъявления автомобилей Коржов привлек своего знакомого инспектора РЭО ГАИ УВД Барнаула Андрея Безденежных. За каждый оформленный автомобиль Безденежных получал 100 тысяч "старых" рублей. В преступную группу оказались вовлечены и другие сотрудники Алтайской таможни и городской ГАИ: инспекторы РЭО Виктор Харченко, Александр Тетерский, Юрий Карышев, таможенный инспектор Леонид Лукьянов. Все они были осведомлены о незаконности своих действий и руководствовались исключительно корыстными соображениями.

В сферу интересов жуликов попал ввоз автомобилей из Арабских Эмиратов, за незаконное оформление таможенных документов на которые таможенники брали от $2500 до $5000, в зависимости от марки автомобиля и объема двигателя. Участники группы привозили на Алтай купленные ими в Эмиратах на свои деньги и деньги заказчиков автомашины. На них оформлялись без уплаты таможенных пошлин подложные документы, и после постановки и снятия их с учета в ГАИ иномарки, уже как растаможенные, продавались жителям различных регионов и городов России, в основном Сибири: Томска, Сургута, Новосибирска, Новокузнецка. Только по установленным следователями эпизодам в результате деятельности преступной группы с января 1996 по апрель 1997 гг. через руки "дельцов" прошли 230 автомобилей.

По оценкам следствия, общий размер материального ущерба, нанесенного преступниками государству, составил не менее 20 млрд. 382 млн. неденоминированных рублей. Суд сохранил квалифицирующий признак организованной группы у семи соучастников преступлений. Четверо из них приговорены к реальному лишению свободы на сроки от 4 до 7 лет. Остальные – к условной мере наказания, освобождены по амнистии или в связи с истечением срока давности привлечения их к уголовной ответственности...

Читайте также

Выбор читателей