Фанаты и покойники

Вожди масс, как правило, не отличаются ни выдающейся внешностью, ни глубоким умом. Что же за гипнотическая сила заставляет армии и народы подчиняться вождю – и притом с благоговением?

О, как он с той поры мне стал и мил, и дорог,
Как все особо в нем, полно своей красы,
Кто враг ему – и мне тот злейший ворог.
В беседе с ним как миг идут часы.

Уйдет – и все вокруг бледнеет,
И мысли вслед ему без устали бегут,
Вернется – и заря повсюду заалеет,
И лучшие надежды расцветут...

Это стихотворение – отрывок из сонета, написанного в классической шекспировской форме (три четверостишия и одно двустишие). Кроме того, цитируемый сонет имеет и классическое содержание: любовь, душевная близость, печаль воспоминаний и т.п. А теперь – внимание, вопрос! Кто является автором этого сонета и кто – его адресатом? Спорю на ящик шампанского – ни за что не угадаете! И вам придется дочитать статью как минимум до середины, чтобы узнать ответ – потому что я не настолько гуманна, чтобы поместить его в самом конце, где легко найти.

Если взглянуть непредвзято на историческое прошлое человечества, невозможно не удивиться тому, какое влияние порой приобретает один человек, ведущий за собой целые народы туда, куда он хочет. Феномены, в которые трудно поверить и еще труднее объяснить: Чингисхан, Жанна д’Арк, Наполеон, Ленин – люди, сумевшие увлечь за собой огромные массы и заставить их совершать какие-то дела, хотя вообще-то массы по определению инертны и совершать ничего не любят. Вожди масс, как правило, не отличаются ни выдающейся внешностью, ни глубоким умом (как впоследствии, в приступе зависти, выясняют раздраженные потомки), но их с лихвой наделяют и тем и другим восхищенные соратники. Что же заставляет соратников поддаться иллюзии? Что за гипнотическая сила заставляет армии и народы подчиняться вождю – и притом с благоговением? Это ж надо быть гением гипноза! – но ни о какой парапсихологии речь как будто не идет, так же как и о божественном предначертании или инопланетном происхождении кумиров. Что же тогда?

Еще в начале XX века не было никакого способа объяснить это явление, кроме как признать за вождем некие сверхчеловеческие способности; однако прошлое столетие выдало такой пестрый набор массовых вождей и их деяний, что пришлось изобрести целую науку с целью истолкования феномена. Психология толпы различает стихийные (или естественные) и искусственные толпы. Стихийная толпа – это, собственно говоря, просто толпа, подстрекаемая инстинктом и вожделением, способная только на более-менее гнусные выходки (к примеру, разграбление водочного магазина). Толпа искусственная – более интересная штука, она представляет собой организацию. Например, армия, полиция или революционная партия – это искусственные толпы, призванные вершить деяния грандиозные (скажем, взятие Зимнего или Бородинское сражение). И если стихийная толпа глупее и злонравнее, чем каждый из ее членов в отдельности, то искусственная толпа, наоборот, умнее и совершеннее своих членов – все потому, что ее создает и ведет лидер. А кто (или что) ведет лидера? Кант говорил, что "человек – это животное, которое с момента, когда оно начинает жить среди других индивидуумов своего вида, нуждается в хозяине... Однако этот хозяин в свою очередь так же, как и оно, является животным, которое нуждается в хозяине". Хозяин хозяина – это идея, которой вожак толпы должен быть подчинен безраздельно и всецело, и только такой человек может сотворить из обычной толпы мощную организацию, действующую целенаправленно.

Человек, находящийся во власти идеи, обладающий твердыми убеждениями, которые ничто не способно поколебать, обладающий, кроме того, гигантской волей и напряженной верой – это человек с, мягко выражаясь, неуравновешенной психикой. Он загипнотизирован идеей, он узник своей миссии, презрение и преследования ничего для него не значат – наоборот, подстрекают к деятельности и даже к мученичеству, он утрачивает инстинкт самосохранения, он жертвует ради идеи личными интересами, семьей, покоем и комфортом – и только тогда приобретает такую могучую силу внушения, что становится способен сам загипнотизировать массы. Он приобретает неотразимое обаяние в глазах людей и неистребимый авторитет у них только тогда, когда становится, по сути, фанатиком, маньяком, сумасшедшим. Он ненормален – зато нормальна толпа, которую он ведет, а нормальная толпа желает подчиняться лидеру, вождю, желает быть захлестнутой им, увлеченной, восхищенной, благоговеющей. Особенно в те моменты истории, когда ослабела власть всех прочих авторитетов (обычно церкви или престола). А уж для приближенных такой лидер становится прямо-таки Медузой* Горгоной: они окаменевают в непоколебимом восхищении и преклонении, стоит им столкнуться с ним однажды. Они подхватывают его идею и веру в нее (порой безбожно все перевирая) – одним словом, они становятся апостолами.

Мне той далекой осени не позабыть вовеки!
Сбылося все, о чем я лишь мечтал:
Судьба свела меня с чудесным человеком,
В нем гения я с первых встреч признал.

И здесь, мне кажется, нужно делать различие между вождем и тираном. Одно дело – личная вера и воля, и совсем другое – репрессивный режим. Хотя и то и другое опирается на инстинкт подчинения, присущий толпе, но вождя оправдывает то, что он сам исповедует ту религию, которую предлагает толпе; тиран же исповедует только собственную абсолютную власть. Ближайший пример: Сталин и Ленин. Первый лишь воспользовался результатом деятельности второго; он интриган, тщеславец, захватчик, злоумышленник, властолюбец; Ленин же был одержимым, он упорно и непререкаемо веровал в то, что говорил. Иначе бы ему никогда не создать искусственную, т.е. организованную, толпу – победоносные РСДРП(б) и Совдепы, использованные его преемником в личных целях. Учась в свое время на истфаке, я не могла миновать предмет под названием "история КПСС", и мне пришлось прочесть кучу статей Сталина и Ленина. У Ленина везде – задор, напор, горячность, и его тексты захватывают, хотя при этом он упрощал, уплощал и даже опошлял своих предшественников, что, впрочем, свойственно фанатикам; Сталин же вял как камбала, скучен как дырявый валенок – никакой веры (той, что двигает горами) у него нет.

И любовь масс к этим двум людям различна: Ленин вызывал примерно такие же чувства, как религиозный воитель (Савонарола или Жанна д’Арк) – то есть враги с ним не соглашались, ему противодействовали, а его апостолы были львами рыкающими, полководцами, а не рабами – спорили с ним и держались на дружеской ноге; ему еще повезло, что его не сожгли – век не тот, но убить все же пытались. Авторитет Сталина, напротив, держался больше на страхе и низменном поклонении кумиру – пресмыкательстве, даже если принято было считать, что это любовь. Одним словом, Сталин – божок, не личность, а личина, "Я" инертной, устрашенной массы, Ленин – воля, справившаяся с инертностью массы, заставившая ее двигаться и походя перевернуть мир с ног на голову. Ленин разбудил в массе воинственность и веру в себя, а Сталин искоренил ее. В сущности, они оба сумасшедшие, но если ставить диагноз, то у Сталина – заурядная мания величия, удачно воплотившаяся в жизнь, а у Ленина – мистическая одержимость юродивого, или род шизофрении, когда из глубин раздвоенного сознания выплывает видение нового, лучшего, более яркого мира, для реализации которого все средства хороши.

Ну, а теперь о стихах; собственно говоря, все предыдущие рассуждения о вождях и их удивительном воздействии на окружающих – это лишь фон, или контекст, необходимый, чтобы объяснить то потрясающее (и ужасное) впечатление, которое произвели на меня вышеприведенные сонеты. Это цикл сонетов, посвященных (как многие уже догадались) Ленину и написанных в 1948 (!) году его ближайшим соратником-апостолом Г.М.Кржижановским. Я случайно наткнулась на них в антологии "Русский сонет", вышедшей аж в 1998 году и взятой мною у знакомых для усладительного чтения. Кржижановский, между прочим, автор знаменитой "Варшавянки" ("Марш, марш вперед, рабочий народ!") и вообще человек высокообразованный. В 1894 году он окончил Петербургский технологический институт – с отличием и с занесением на Мраморную доску (его земляк Дзержинский даже и гимназии не одолел, будучи прирожденным бандитом), партийную работу он всегда разумно сочетал с профессиональной деятельностью: например, с 1914 по 1920 был коммерческим директором общества "Электропередача". Что и позволило ему при Советской власти выбиться в академики (хотя и не думаю, что он был таким уж ученым). Но главную роль сыграло его давнее знакомство с Лениным: не имея под рукой другого подходящего инженера, Ильич поручил Кржижановскому ГОЭЛРО, и удачное завершение культового предприятия открыло тому путь наверх. Надо думать, Глеб Максимилианович был изрядным конформистом, раз ему удалось избежать чисток, благополучно дожить до 1959 года и умереть в своей постели 87-ми лет от роду. И, разумеется, его спасала дружба с Ильичом, которую он подчеркивал всеми возможными способами. В рабочем кабинете Кржижановского стояла вертушка для книг – точно такая же, как в кремлевском кабинете Ленина. Кроме того, там висела посмертная маска вождя пролетариата и его многочисленные портреты. Кржижановский заботливо сообщал всем и каждому, что этот кабинет посещал его прославленный друг. Ну как такого посадишь?

И все же, все же... Манипулировать прошлым, да еще в целях собственной безопасности, – это одно, а вот решиться на что-то, сделать выбор в настоящем – совсем другое. Со своей профессией, со знанием языков Кржижановский вполне мог сделать не худшую карьеру где-нибудь в Европе – и, однако, остался в России, в партии большевиков; не думаю, что в 17-м году он мог сознательно рассчитывать на будущее процветание. Скорее, он был опьянен и загипнотизирован, как и многие, безумным революционным процессом и его одержимым вождем. Апостол сильно отличается от влекомой эмоциями толпы; апостол – это человек, "восхИщенный в духе", это личность, увлеченная идеей не меньше своего предводителя. И вот эта интонация искренности, убежденной веры, живого чувства поражает в его стихах больше всего:

Как быстро все в кружке преобразилось,
Когда живительно забил родник твоих идей,
И сколько раз, бывало, я дивился
Чудеснейшей весне твоих расцветных дней.
...
Какое счастье забежать украдкой
К тебе, в твой скромный уголок,
В беседе дружеской учесть все наши неполадки
И бодро встретить то, чем угрожал нам рок...

Давно, давно тебя уж нет,
А все держу с тобой совет!

Примерно год назад мне попался том стихов, посвященных Сталину: каких только там не было жанров и размеров! И все – о любви к отцу народов. Это издание ныне – библиографическая редкость, раритет, за что и хранят; читать его – невыносимо, до того приторны, угодливы, тошнотворны рифмованные строки – безжизненный официоз! У Кржижановского – совсем другое; его стихи – о благородной любви к высшему, но дружественному, близкому душевно существу, к старшему брату, к лидеру, облеченному полным доверием. Конечно, 76 лет (столько было автору сонетов в момент их написания) – пора маразма и старческой романтизации прошлого, но в стихах явно читается и настоящая печаль о близком человеке, хотя и идеализированном – да и как не идеализировать, если оба пленены общей идеей, закабалены ею навечно?

И вот это последнее меня ужасает – и думаю, что не только меня; это фобия, принадлежащая, по моим наблюдениям, всей нашей эпохе, всем русским поголовно. Это не страх репрессий, деспотизма или угнетения как такового. Это боязнь оказаться в толпе, в непобедимой ауре идеи, боязнь быть захваченным ею, потерять здравый смысл, рассудок, свое "Я". Не страх угнетения, а страх своего желания быть угнетенным, подчиненным, послушным, поклоняющимся – ибо, оказавшись в толпе, никто не гарантирован от пробуждения естественного инстинкта. Моя знакомая, учившаяся в Швейцарии, работавшая в Германии, сказала мне однажды, что русские – большие индивидуалисты, чем европейцы: они более циничны, менее склонны прислушиваться к чужому мнению, действуют эгоистично и по собственному произволу. Это заявление меня тогда поразило и показалось весьма эксцентричным и эпатажным. Но с течением времени я все больше убеждаюсь в его правоте. Неверие ни во что, неуважение к закону (от нарушения правил вождения до уклонения от налогов), дикость и безжалостность преступлений – все это факты нашей жизни, и их невозможно игнорировать. И корень зла – не в том, что русские такие плохие, а в том, что они больше других напуганы – они-то хорошо знают, что такое быть человеком массы, что такое любовь и ненависть, не принадлежащие тебе лично, а разделяемые тысячами людей, толпой, увлекающей в пропасть безликости, убивающей всякий росток собственного разумения – а ведь все собственное столь хрупко! И вот результат: люди не хотят больше любить миф, они хотят любить себя и избранных близких, и это очень понятно. Они не хотят больше быть в плену идеи – одна мысль о безраздельной вере во что-то или кому-то вызывает содрогание. И я радуюсь, что – пока! и все еще! – могу высказывать собственное мнение, не озаботившись тем, нравится оно кому-нибудь или нет. И даже тем, нужно ли оно вообще кому-нибудь, – ведь существование моего мнения доказывает только то, что я могу думать самостоятельно, что мой ум свободен от тирании идеи, как бы хороша она ни была.

Я думаю, что все мои читатели, к их превеликому удовольствию, уже выбрали себе хобби или верование, удовлетворяющее их собственным – и больше ничьим – духовным запросам. И поэтому кажется, что волна уже откатила – момент всеобщей растерянности, ужаса перед призраками прошлого и мстительного богоборчества миновал. Люди занялись своими делами, их больше не волнуют перипетии культа личности – и слава Богу! Сонеты Кржижановского – всего лишь смешной реликт, чудной антиквариат духа, бред старого маразматика. Однако пока существует человечество, то, о чем я пишу, не теряет актуальности: всегда в наличии 5% баламутов, и кто-нибудь из них может, воодушевившись идеей, попытаться перевернуть мир – и его напору будет трудно противостоять! Поэтому я невольно сторонюсь фанатов и предпочитаю общество людей здравомыслящих: ведь если соединить фаната с теми, кто от нечего делать подсматривает в замочную скважину телевизора за чужой жизнью "За стеклом", то получится как раз такое, чреватое катаклизмами соотношение "толпа+вожак+идея", убойную силу которого трудно и страшно вообразить. Поэтому пусть будет каждому свое: фанатам – фэнство во всем разнообразии его мелких предметов, тем, кому скучно – подглядывание в замочную скважину, нам с вами – здравое и беспристрастное Yтреннее рассуждение о них. Так спокойнее.

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

Выбор читателей