Гражданский Форум – команда "вольно"

Уже сейчас можно, пожалуй, говорить об успехе Форума, однако остается чувство досады на то, что часть – пусть небольшая – праволиберального лагеря оказалась, по существу, приватизированной эрзац-олигархами

Вчера в Кремлевском дворце открылся Гражданский Форум, идея проведения которого возникла 12 июня на встрече Путина с общественными деятелями и о котором столь много в последнее время было всяких разговоров. На Форум, призванный активизировать диалог между властью и обществом, съехались порядка 5 тыс. представителей некоммерческих и неполитических общественных организаций (изначально было решено, что в мероприятии не будут участвовать политические партии, бизнес-структуры, профсоюзы, религиозные организации). Пленарных заседаний намечено всего два – по принципу открылись-закрылись. А собственно работа Форума – это неформальные дискуссии за "круглыми столами" (своя тема за каждым "столиком"), в ходе которых "общественники" смогут выяснить отношения как с властью (в лице руководителей министерств и ведомств), так и между собой. Принятия каких-либо итоговых документов, а равно формирования тех или иных органов – типа Гражданской палаты или Совета – не планируется (по словам члена Оргкомитета Александра Ослона, "после Форума останется несколько десятков экспертных групп, которые и будут делать реальную работу").

То, что худо-бедно, пусть и в младенческом состоянии, но гражданское общество в России народилось, как и то, что между общественными организациями и государственными структурами настоятельно необходим диалог, а еще лучше – взаимодействие, – все это едва ли подлежит сомнению. Отчего же тогда вокруг Гражданского Форума развернулись нешуточные страсти? Почему некоторые "правозащитники" и деятели, относящие себя к либеральному лагерю, резко воспротивились самой идее установления каналов общения между властью и гражданами?

Внятное возражение можно услышать только одно: посредством такого Форума государство пытается взять под свой контроль и регламентировать гражданское движение. Дескать, централизовав бюрократию и добившись политической консолидации, президентская команда намерена теперь подчинить себе последние очаги независимой жизнедеятельности. Между тем в президентской Администрации и правительстве уже просто устали отбиваться от подобных обвинений: "Ребята, вольно! Отдохните, можно оправиться и покурить – никто строить вас в две шеренги не собирается". Вот и Путин в речи на открытии Форума опять-таки вынужден был развеивать "опасения, что государство пытается подмять под себя гражданское общество и сделать его управляемым", и даже почти оправдывался, убеждая, что "содействие, оказанное государством в организации этого мероприятия, было продиктовано ничем иным, как осознанием необходимости диалога и партнерства между властью и гражданским обществом". Ну прям как в известном телеролике: "...По-ни-ма-ешь?!! – Не-а... – Объясняю...".

Видеть во всех действиях властей исключительно злой умысел – давняя, еще дореволюционная традиция. "Долг интеллигенции – оппонировать власти" (оппонировать, заметим, не по конкретным поводам, а вообще) – сия формула, вполне справедливая, вероятно, в не столь далеком прошлом, смотрится ныне каким-то анахронизмом, однако приобрела новую популярность у некоторой, особо упертой части общественного бомонда, скажем так – в кругах, близких к ТВ6. Круги эти тем временем сужаются, все более маргинализируясь. Ирония в том, что лица, в оных кругах обращающиеся, далеки уже не только от народа, не только – фактически – от интеллигенции, но и от большинства своих либеральных единомышленников.

Что бы ни говорили о расколе в правозащитном движении, правильней вести речь не о расколе, а об отколе небольшой персональной группки – все ведущие правозащитные организации на Форуме представлены. Рядом с Путиным на открытии сидел не Глеб Павловский (скромно примостившийся сбоку), а председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева, которую уж никак не заподозришь в прокремлевской ориентации. Алексеева, кстати, очень одобрительно отозвалась о выступлении президента, который, по ее словам, "сумел найти верную интонацию, верный тон". Деятельное участие в подготовке Форума приняло Общество "Мемориал". Из "отказников" упоминают, как правило, лишь Елену Боннэр да еще пламенную Валерию Новодворскую, категорически не пожелавшую "идти в Кремль на пирожки к Путину". По данному поводу Светлана Ганнушкина, член правления Общества "Мемориал" и активный участник Оргкомитета, резонно заметила, что "единственная проблема с пирожками в том, что они вредны как мне, так и Новодворской"; что же до самого Форума, то "это одна из встреч общества и государства, и говорить, что она расколет правозащитное движение и общественные организации, просто смешно".

Любопытное совпадение – информация об открытии Гражданского Форума соседствует в новостях с известием о вступлении Бориса Березовского в "Либеральную Россию" (отколовшуюся от "недостаточно оппозиционного" СПС). И при том, что уже сейчас можно, пожалуй, говорить об успехе Форума, чувство досады остается. Досады на то, что часть – пусть небольшая – праволиберального лагеря оказалась, по существу, приватизированной эрзац-олигархами (уж в чем-чем, а в опыте приватизации последним не откажешь), а некоторые былые властители дум (речь не о Боннэр и Новодворской), демонстрирующие собственную независимость, обслуживают в реальности чуждые идее свободного общества бизнес-политические интересы.

Выбор читателей