Сможет ли Россия пережить 2003 год

Никакие подсчеты достижений, своих и соседских, не избавляют от неприятного факта: облегчить жизнь России в 2003 году за счет легких нефтяных денег уже не удастся. Пока вариантов не предлагается

Россия на два года раньше выплатила МВФ $2,7 млрд. долга, отдав на прошлой неделе последние $350 млн. Так завершилась попытка Фонда в 1998 году помочь России избежать дефолта – тогда МВФ выдал России кредит в $4,8 млрд. для пополнения золотовалютных резервов ЦБ. Дефолта страна не избежала, зато последний избавил нас от попыток подзанять еще немного миллиардов. Началась новая эпоха – эпоха платежей.

То, что десять лет назад казалось отдаленным будущим, надвигается неумолимо: в 2003 году в России наступит пик платежей по внешним заимствованиям. И примерно на тот же срок – 2003-2004 годы – приходится выработка ресурса основного промышленного оборудования, поставленного в советскую эпоху на большинстве системообразующих промышленных предприятий. Специалисты прогнозируют падение производства и рост техногенных катастроф, экономические и иные последствия которых трудно просчитать.

Неудивительно, что Россия торопится с выплатами. Кроме того, что это позволяет сгладить пик выплат в 2003 году, досрочное погашение долгов, как высказался директор-распорядитель МВФ Хорст Кёлер, "положительно скажется на доверии инвесторов к России". Впрочем, в досрочной выплате "преддефолтного" кредита есть и более прагматичный смысл.

Как заявил вице-премьер России Алексей Кудрин, который принимал участие в прошедшей в Оттаве встрече "Группы 20" и заседаниях руководящих органов МВФ и Всемирного банка, "в декабре мы достигнем качественно нового этапа во взаимоотношениях с МВФ, к концу этого месяца Россия выплатит часть своего долга МВФ, и тем самым объем ее долговых обязательств станет меньше, чем 100% квоты России в МВФ". По словам Кудрина, для стран, у которых размер долга меньше их квоты в МВФ, нет необходимости в "постпрограммном мониторинге" со стороны Фонда. Это довольно приятно, если учесть, что взгляды России на реструктуризацию российской экономики, в частности естественных монополий и банковского сектора, а также на проведение денежно-кредитной политики несколько расходятся с мнением МВФ, и в последнее время консенсус достигался с трудом.

Советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов даже предложил досрочно выплатить основную часть долга, пока у страны есть "дешевые" деньги, образовавшиеся от высоких цен на нефть. По словам Илларионова, в 2000-01 годах России, чтобы получить один миллиард долларов, нужно было продать за границу 5-6 млн. тонн нефти, тогда как в 1998-99 годах – целых 19 млн. тонн.

К сожалению, именно с нефтяного рынка теперь идут тревожные новости, которые грозят перечеркнуть не только доводы Илларионова, но и мечты правительства. Цены на нефть практически перешагнули ту планку, которая заложена в бюджете. Как бы дальше ни развивались события, уже ясно, что тех темпов денежных поступлений от экспорта нефти, которые были в 2000-2001 годах, России не видать. Появились слухи о секвестировании бюджета на 2002 год, и хотя в правительстве опровергают подобную информацию, вопрос упорно дискутируется. Практически при неблагоприятном – и, увы, вполне вероятном – развитии событий у правительства есть два выхода: вернуть в Думу бюджет на первое чтение или пропорционально снизить расходные статьи – в первую очередь финансирование программ основных реформ. А это означает замедление перемен в области образования, армии, судебной системе и ЖКХ.

Впрочем, собственно расходная часть бюджета, скорее всего, будет профинансирована в полном объеме, в том числе и за счет исключения из нее 37 млрд. руб. по текстовой поправке правительства. Однако финансовый резерв, который планировалось направлять на облегчение долговых выплат, может существенно сократиться. Тогда проблема-2003 опять встанет в полный рост.

Пока правительство воздерживается от активных действий. Появилась информация о подписании первым замминистра финансов С.Игнатьевым проекта концепции управления госдолгом, в соответствии с которой в ближайшее время никаких решительных шагов в этой области сделано не будет. Вице-премьер – министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что Россия располагает возможностями для выплаты долгов в срок, а в случае необходимости "будет их рефинансировать рыночными средствами". По его словам, реструктуризация долга является "последним инструментом, который не планируется применять". В то же время министр не исключает, что Россия может обратиться за кредитом в МВФ в случае продолжения падения цен на нефть на мировом рынке – при их "существенном снижении".

На сегодняшний день Россия уже опустилась на пятое место среди крупнейших должников МВФ, пропустив вперед Аргентину, у которой долг почти в два раза больше, Турцию, Индонезию и Бразилию. Кроме того, как сказал Кудрин, по прогнозу МВФ на 2002 год, "самая динамичная ситуация с точки зрения экономического роста будет в России и некоторых странах СНГ". Уже сегодня рост ВВП в России составляет 5,5%, несмотря на негативные тенденции на мировом рынке нефти.

Правда, Андрей Илларионов приводит для сравнения Казахстан, который на тех же нефти и газе добился роста ВВП на 14%, и Украину, которая и без них добилась 10% роста валового продукта. Более того, по словам Илларионова, Украина добилась трехкратного роста промышленного производства, и сейчас он составляет 16,6%, против российских 5%.

Но никакие подсчеты достижений, своих и соседских, не избавляют от неприятного факта: облегчить жизнь России в 2003 году за счет легких нефтяных денег уже не удастся. Пока вариантов не предлагается.

Выбор читателей