Русское "порно" до революции

Послушать нынешних борцов с развратом, так создается впечатление, что русский народ всегда отличался целомудрием и вообще примерным поведением. И лишь сейчас как с цепи сорвался

Кто только не пытается бороться сегодня с порнографией. И Церковь, и депутаты Госдумы во главе со Станиславом Говорухиным, и коммунисты, и баркашовцы, и какие-то сомнительные организации, называющие себя патриотическими... Действительно, с засильем порнопродукции надо что-то делать. Но вот что меня смущает: если послушать всех этих противников разврата, то создается впечатление, что порнухи не было не только в СССР (что, в общем-то, верно), но и до революции. То есть русский народ отличался глубокой нравственностью и целомудрием. И вообще примерным поведением. И лишь сейчас как с цепи сорвался. Что ж... спорить не стану: и вправду "облико морале" современного россиянина оставляет желать лучшего. Однако... наши прадедушки и прабабушки тоже были не пальцем деланы и не в капусте найдены. Любили и они, так сказать, пошалить. Вспомним хотя бы порнографические произведения Баркова, распространявшиеся в рукописях, шаловливые (по определению Брокгауза и Эфрона) стихотворения Пушкина, Лермонтова, Полежаева и др. Однако простой народ предпочитал "шалостям" классиков фривольные... комиксы. Да-да, я не оговорился, ибо те картинки с подписями, что когда-то продавалось в Москве на Лубянской площади, в принципе мало чем отличались от современных комиксов. Речь, разумеется, идет о лубке.

Лубок – народная гравюра, или разрисованный оттиск с деревянного клише – появился в России во второй половине XVII в. и вплоть до начала нынешнего столетия оставался самым массовым видом изобразительного искусства и литературы. Первый исследователь "простонародных изображений" И.М.Снегирев писал: "Так называемые лубочные картинки составляют у простолюдинов в России картинные галереи и письменность; потому что в них слово соединено с образом, и одно другим объясняется". Эти картинки три века назад можно было встретить и в избе самого нищего мужика, и в царских покоях (однако постепенно "высший свет" перестал интересоваться мужицкой забавой). Лубки мог купить кто угодно за грош на первой попавшейся ярмарке. В Москве мастера по изготовлению лубков жили на Лубянке, то есть там, где после революции свили гнездо представители органов госбезопасности.

Сюжеты лубка были самыми разнообразными: от сказочных до религиозных. Однако особой народной любовью пользовались картинки, как выразился крупный специалист по лубкам профессор Ровинский, "неприличного содержания". Поэтому лубки с фривольными картинками и нецензурными подписями производили в больших количествах. Правда, в 1839 году с ними расправилась цензура: с деревянных клише стерли матерщину, а те лубки, где дело было не в тексте, а в рисунке (например, "Женская баня"), и вовсе запретили. Тем не менее, некоторые "старинные комиксы" до нас дошли. Как вам понравится такой вот лубок. Картинка: жена встречает мужа, пришедшего домой. Текст под картинкой гласит: "Муж спрашивал жену: "Какое делать дело? Нам ужинать сперва или ...тъся начинать?". Жена ему: "На то ты сам изволь избрать, но суп еще кипит, жаркое не поспело". – И на колени к нему села".

Одним же из самых популярных в народе был лубок с изображением девицы, пекущей блины, и пристающего к ней парня. Вот какими репликами они обмениваются: Блинщица: "Пожалуй, поди прочь от меня, мне дела нет до тебя. Пришел, за ж... хватаешь, блинов печь мешаешь. За ж... хватать не велят, а то блины подгорят. Я тотчас резон сыщу, сковороднем хвачу...". Парень ей на это отвечает: "Твоя воля, изволь бить, дай только за п... схватить... Только любовь надо мной покажи, вместе с собою в постелю спать положи".

Рисовали и анекдотические сюжеты на темы: старый муж и молодая жена; молодая невеста и пьяные гости. Издевались также "художники" над женщинами без комплексов, которых тогда (слыхом не слыхавшие ни о какой политкорректности) наши предки попросту именовали б...ми.

А еще на Лубянке продавались лубки с виду приличные, но надписи... Например, вот такая картинка: сторож поймал вора, забравшегося в сад за яблоками. Пойманный, сидя на яблоне, произносит следующую речь: "Отойди прочь, сам видишь, что невмочь. Если штаны спущу, то всего тебя обд...у. Не отойдешь – увидишь, как уберу, тебе в шляпу нас...у. Когда не хочешь прочь отстать, вынужден тебя скоро обос...ть". И т.п.

В общем, любили наши предки оттянуться. Хотя, конечно, по сравнению с той продукцией, которая гуляет по России сегодня, это сущая шалость. Но так и времена были другие.

Выбор читателей