Здесь был друг Люцифера

Сегодняшний заголовок обзора CD-рынка не случаен: это коллаж из названий нескольких групп... И снова всплывает тема "двойников": в Штатах музицирует целое племя Больших Братьев. Разных

Lucifer’s Friend – "Lucifer’s Friend" (1971)

В среде рок-болельщиков наличествуют как окаменелые ортодоксы, так и люди, философски относящиеся к текущим изменениям в составах любимых команд. Все дело лишь в границах допустимого – так, огромное число фанов склонно считать, что "настоящим" Deep Purple был только тогда, когда в нем пел Иан Гиллан, а иным любителям хард-рока и новые вещи от Slade-II в охотку. Нормально. Также существует прочная точка зрения, что Uriah Heep закончились тогда, когда от них ушел Дэвид Байрон. Приверженцам такой теории дальнейшее читать будет не слишком интересно, потому что на вакантное место вокалиста "хиппы" пригласили Джона Лаутона (John Lawton) – того самого, что в период 1970-76 гг. пел в немецком ансамбле Lucifer’s Friend. В силу последнего обстоятельства германская группа имела вполне британский саунд; между прочим, и на родине вокалиста "лучших друзей Люцифера" принимали всегда с восторгом – а англичане всегда славились щепетильностью в вопросах чужой культуры. Впрочем, какие здесь могли быть разногласия, если дебютная пластинка Lucifer’s Friend и, скажем, "хипповский" "Fallen Angel" походят друг на друга, как родные братья? Прекрасное органное соло Петера Хехта (Peter Hecht) в композиции "Baby, You’re A Liar" достойно маэстро Кена Хенсли (который, согласно моему ортодоксальному мнению, и был определяющей чертой музыкального портрета Uriah Heep), а "In the Time of Job" или "Everybody’s Clown" вообще можно выдать за неизданные треки "рок-группы №4". Молодой Лаутон великолепен, немецкая часть ансамбля ему под стать. Диск не просто заинтересует, а прямо-таки рекомендуется всем фанатам Uriah Heep образца 1977-79. "...а тебе, Лысый, я телефон не скажу!.."
(****)


Lucifer Was – "Underground and Beyond" (1971)

Полное название альбома гораздо длиннее и заковыристее: "Lucifer Was Here, Had A Ride, Then He Left The Underground And Beyond" – то есть Люцифер здесь, конечно, был, но впоследствии сплыл и остался лишь "по ту сторону" (чего?). С абсолютной точностью переводить лень, да и речь здесь о другом – о том, что этот диск переиздан в России той же фирмой, что и предыдущий, да и в каталогах они стоят рядом. Однако это два совершенно разных ансамбля; норвежский коллектив, имея в составе сразу двоих флейтистов/вокалистов, временами изрядно "косит" под динозавров британского рока Jethro Tull – впрочем, объективно звук у скандинавов более жесткий, менее вычурны соло флейты и сильнее "холодный" акцент вокалиста. Тем не менее, стремление Lucifer Was играть сложные композиции достойно всяческого уважения. Помимо собственных хард-н-артовых опусов, "люциферы" охотно обращаются и к классическому наследию знаменитого земляка (Э.Григ) – трек "The Green Pearl" включает в себя изрядный кусок из "Пер Гюнт" ("В пещере Горного короля").
(***)


В процессе прослушивания очередного классического заимствования мы плавно приближаемся к следующему пункту нашего меню:

Маленькие шедевры великих композиторов (серия "Шедевры музыкального искусства")

Уважаемые коллеги-любители музыки, особенно те из вас, кто весьма благосклонно приемлет любые попытки авторитетных (и не очень) рокеров сыграть что-нибудь из классики по заявкам слушателей. Проще говоря, любители рок-обработок, к вам обращаюсь я с пламенной речью! Доколе, скажите, мы (или вы) будем изучать классические шедевры по адаптированным версиям? Довольно! Пора обратить свой взор, как говорится, к первоисточникам. Предвижу голоса некоторых из вас: классика? это же что-то скучное, нудное, "на три часа"... А вот и нет, данный сборник словно специально подготовлен с целью показать, что краткость классического произведения часто лишь подчеркивает изящество его форм. Даже "Большой концерт" (Concerto Grosso №6 in D, op.3) Генделя укладывается в шесть с половиной минут, а "Шутка" Баха (где флейта игриво перекликается с оркестром) – вообще менее 90 секунд! Подборка включает музыку различных авторов – от Баха и Моцарта до Чайковского и Рахманинова. Всегда найдется что-то под сиюминутное настроение – есть симфонические фрагменты, есть фортепьянные или гитарные "сольные выходы" ("Сентиментальный вальс" Чайковского или "Соната соль-мажор" Скарлатти). Поклонники "классической" рок-музыки могут послушать, как звучат в оригинале "Каприз №24" Паганини, или "Аве Мария" Шуберта (В.Зинчук), или григовский "Hall of the Mountain King" (Rainbow, Apocalyptica, etc.). В пластмассе уже отлита первая часть, вторая и третья – "на подходе", ожидаются со дня на день.
(***)


Big Brother – "Confusion" (1970)

Не, эт не тот "Большой брат", с которым несколько лет до того сама Дженис Джоплин записала два альбома – тот состав (Big Brother And The Holding Company) изначально базировался в Сан-Франциско, а этот, под предводительством Эрни Джозефа (Ernie Joseph, он же Ernie Orosco) – из небезызвестной в нашей стране Санта-Барбары. Таким образом, нелепо было бы требовать, чтобы и музыку братья выдавали одинаковую (как же – в США и без блюза?). Тем не менее, у "Братца Джозефа" в качестве ответа на подколки ехидных родственничков припасен и блюз ("Heavy Load", "Saint James Infirmary"), однако большая часть программы представлена веселеньким помп-роком вроде того, которым баловались ДиПарплы (Deep Purple) на первых двух-трех альбомах (еще с Родом Эвансом и Ником Симпером). Неслабая имитация, в частности, заметна на "Heart Full Of Rain" и (кусочек) "We Gotta Live Together", но максимального попадания в стиль удалось достичь на треке "E.S.P." – сравните сами! Сходство, конечно, непредумышленное – Deep Purple добились всемирного успеха чуть позднее и с несколько иным звуком – но все равно (мелочь, а) приятно. Неясно вот что: если в двух американских городах примерно в одно время музицировали два Брата, и каждый считал себя Большим – не исключено, что впоследствии у них обнаружатся еще... р-родственники. У них там штатов много... как тогда славу на всех делить-то?..
(***)

Выбор читателей