Рок-оргия Rammstein глазами очевидца

Несколько дней назад в Москве на малой спортивной арене "Лужники" состоялось выступление одной из самых скандальных и ангажированных групп современности – немецкой тяжелой металлической команды Rammstein

Творчество восточногерманского секстета окружает ореол таинственности с самого начала его существования.

Немного истории. Группа была образована в 1993 г. Рихардом Крупсе. Первый сингл "Du Riechst So Gut" вышел в свет в августе 1995 г., следом за ним коллектив выпустил свой первый альбом "Herzeleid". Некоторый интерес публика и критика все же проявили к альтернативной команде, однако особой популярности творчество молодой группы не снискало. Грубый антураж, нежелание петь ни на каком другом языке, кроме немецкого, тяжелый ритм и элементы сексуальной агрессии в текстах и живых выступлениях стали причиной первичного диагноза музыкальных акул пера – неофашизм. С таким клеймом начинать музыкальную карьеру Rammstein было не просто. Группа некоторое время гастролировала в качестве разогревающей команды с Clawfinger и Ramones. Впрочем, без особого успеха.

Своему взлету на пик популярности Rammstein обязаны культовому режиссеру Дэвиду Линчу, которому был отправлен дебютный альбом с просьбой снять клип на одну из песен. Линчу диск очень понравился, но клипа он так и не сделал, но снял мистический триллер "Lost Highway", на саундтрэке которого звучали две композиции с альбома "Herzeleid". Популярность росла, охватив всю Европу и перекинувшись за океан. Следующий альбом "Sensucht", представленный на суд публике в 1996 году, был встречен на ура. В него вошла ставшая своеобразной визитной карточкой коллектива культовая композиция "Du Hast". Перепетый немецкой группой сингл Depeche Mode "Stripped2 подлил масла в огонь популярности Rammstein, вновь вызвав волну обвинений в фашизме: видеоклип на эту песню представлял собой нарезку из скандального фильма "Олимпия", являвшего собой образчик нацистской эстетики и культа силы. Наконец, после многочисленных скандальных турне, в ходе которых музыканты горели в огне, были арестованы за мужеложство, в 2001 году Rammstein выпустили свой последний альбом – "Mutter".

Хиты Rammstein взлетали на верхние строчки российских чартов, толпы поклонников осаждали музыкальные магазины в поисках записей любимой группы. Не мудрено, что билеты на концерт в Лужниках были раскуплены за месяц. Причем цены колебались от 500 до 5500 рублей, что не остановило фэнов, буквально сметавших заветные путевки на это, без сомнения, событие года.

Вашему корреспонденту посчастливилось оказаться в самой гуще событий. Впечатлили меры безопасности. Попасть в "Лужу" можно было, лишь пройдя шесть кордонов милиции, выворачивающей сумки и обыскивающей подозрительных фанатов. К чести блюстителей закона, вели себя они вполне корректно, даже с элементами уважения. Нельзя не отметить общий высокий уровень организации концерта: никаких накладок, все четко и выверено.

Зал был переполнен. На разогреве вместо обещанного Clawfinger публику заводили отечественные хлопцы из IFK. Насколько успешно они это делали - дело вкуса, но в перерывах между их вокально-инструментальными изысками толпа скандировала "Rammstein! Rammstein!", а на сцену летел мусор.

Около семи часов свет в зале начал гаснуть – публика заволновалась. Из темноты появились пять силуэтов. Шоу началось. Спустившийся из-под купола вокалист Тилл Линдеманн произвел своим появлением эффект разорвавшейся бомбы. Заглавной песней шла "Mein herz brennt". Пиротехнический пакет в области сердца солиста эффектно взорвался под тяжелый ритм, и на его месте появился пульсирующий красный фонарь.

Rammstein достойны славы королей пиротехники: первые ряды беснующихся поклонников то и дело обдавало жаром или ослепляло. Каждая песня сопровождалась буйством спецэффектов. Зал превратился в обезумевшую толпу, кричащую на инородном языке, бурлящую и перманентно детонирующую. Были исполнены и новые синглы "Sonne" и "Links 234", и давно известные вещи из раннего. Публика воочию наблюдала акт самосожжения под знаменитый линчевский хит "Rammstein". Были и элементы гомосексуализма, скандальный "Buck Dich", вырезанный в свое время из видеоверсии "Live Aus Berlin" цензурой, сопровождался имитацией полового акта с пластиковым членом, мутной струей и активной мастурбацией фаллоимитатора в сторону публики. Все происходившее не поддавалось осмыслению, разум отказывался работать, кровь стучала в висках, адреналин рвался наружу...

Концерт завершился исполнением Rammstein на русском языке старой комсомольской песни на стихи Льва Ошанина "Забота у нас простая" под фирменный тяжелый ритм. Впечатляющее зрелище запомнилось надолго – полуголый Линдеманн с обритой головой и ирокезом a la панк стоит посреди моря огня с российским флагом наперевес и распевает "и снег, и ветер, и звезд ночной полет". Не зря все-таки в школе русский учил. А зрители, ко всеобщему стыду, зная наизусть практически все песни немецкой команды, путано и сбивчиво пыталась повторять за вокалистом текст социалистического опуса.

Два часа огненной рок-оргии пролетели подобно мимолетному видению. Столь же неожиданным как и появление, стало исчезновение музыкантов со сцены. Прощальные слова на ломаном русском "Rammstein любит Москва… дружба", и сцена опустела. Зрители пребывали в растерянности и смятении, похоже, никто не мог поверить в произошедшее, осмыслить увиденное. Обмениваясь короткими репликами и смущенными взглядами, будто виня себя за неконтролируемый всплеск эмоций, поклонники стали расходиться, унося с собой частичку темной и мистической энергии, полученной на концерте.

По прошествии двух дней я начал приходить в себя, можно подвести некоторые итоги. Для меня несомненно: Rammstein отработал программу на все сто, полностью оправдав ожидания и свою скандальную славу. Такого шоу мало кому удавалось устроить. Ребята нашли свою нишу на рынке развлечений. Они способный завести зал с пол-оборота, заставив вполне интеллигентную публику забиться в ритмичном оргазме музыкальной вакханалии. Но что-то было во взгляде вокалиста, с которым я дважды на несколько секунд пересекался, что-то пугающее, и в то же время манящее. И на мгновение перестал существовать языковой барьер, не было ничего, кроме мощнейшего потока энергии, который устремлялся из глубины подсознания, пробуждая ужасное и прекрасное, как огонь и смерть, языческое начало.

Выбор читателей