В моде спортсменки, бандитки и женщины-вамп

В Москве завершилась Неделя Высокой Моды. На фоне тусклых иностранных гостей отечественные модельеры выглядели на редкость впечатляюще: по подиуму бродили голливудские дивы, женщины с оружием и гимнастки

И было чудо. И был праздник самого скоротечного из искусств – искусства моды. С 21 по 25 ноября в помпезном ГЦКЗ "Россия" проходила VIII российская Неделя Высокой Моды. Лучшие отечественные дизайнеры, признанные мастера и новички состязались за право получения "Золотого манекена". В качестве гостей были приглашены дома моды Pierre Balmain (Франция), Missoni (Италия), Antonio Berardi (Италия), Maurizio Galante (Франция).

"Неделю" в качестве почетного гостя открывал Валентин Юдашкин с коллекцией для дома моды мехов Nijole. Наш прославленный кутюрье показал, что в руках фантазера и выдумщика мех может быть очень разным: меняется не только цвет, но и фактура. Но, в отличие от меховых вариаций, саму коллекцию разнообразной назвать было нельзя. Чтобы не затмить красоту меха, Юдашкин предпочел простые по крою модели. Гармоничным дополнением нарядов служили шелковые, слегка присборенные сапоги на тончайших шпильках; ярким акцентом стали широкие кожаные пояса с большими пряжками а-ля 70-е. Брюки из белого кролика пригодились бы холодной зимой, а вычурные розовые наряды, состоящие из корсета, декорированного стразами, блестками, мехом, и юбок из сияющего атласа с огромным клешем внизу и длинными шлейфами, могли бы украсить не один светский раут.

Продолжил церемонию открытия дом моды Pierre Balmain. В этом году коллекцию создавал Оскар де ля Рента. Милая, изящная француженка, отправляющаяся в путешествие и экспериментирующая с нарядами, – такой видит свою музу де ля Рента. Скромные инфантильные пальтишки, похожие на маленькие халатики, были оторочены мехом. Лакированные пояса по линии бедер перечеркивали нежность и мягкость образа, а завершали наряд гипюровые сапожки. Во всей коллекции чувствовались мотивы Испании, страны, где Оскар де ля Рента нашел себя как модельер, покинув в 18 лет свою родину – Доминиканскую Республику. Шляпы с широкими полями, бахрома с помпончиками, обилие черного гипюра, силуэты с "осиной" талией... Очень женственно смотрелись длинные пышные юбки, декорированные шифоновыми оборками и перьями. Изысканными и одновременно скромными были и почти прозрачные платья из серебристо-серого муслина с вышивкой.

К сожалению, показы других "привозных" модельеров были не столь впечатляющи. Дом моды Missoni привез трикотажные платьица, свободные туники, купальники – симпатично и скучно: полоски, зигзаги, волны. Вариации цветов – бежевый, голубой, розовый, телесный, коричневый; столь невыразительную гамму можно найти в любом магазине. Maurizio Galante поддержал тему минимализма, выразив себя в разве что в неудержимо ядовитых цветах: от лимонного до едко-голубого. Antonio Berardi предпочел стиль "женщина-подросток" с теми же самыми яркими тонами.

Виктория Андриянова – обладатель "Золотого манекена"-2001
Иностранцы не порадовали новинками и интересным кроем. К гордости патриотов, коллекции отечественных модельеров смотрелись намного актуальнее. Отчасти хорошее впечатление от российской части "Недели" можно списать на то, что настоящих зарубежных законодателей моды в этом году представлено фактически не было. Как объясняли организаторы, корифеи к нам не доехали из-за терактов в Нью-Йорке, так или иначе сказавшихся на всей модной индустрии. К тому же лучшие свои коллекции иностранцы к нам не привозят, приберегая их для более солидных смотров дизайнерских достижений. Впрочем, у "Высокой моды" помимо приглашения знаменитых кутюрье есть и не менее высокие цели: поднять престиж отечественных марок, дать возможность молодым талантливым модельерам, работающим на хорошем профессиональном уровне, сделать себе имя. Поэтому "Неделя" – это еще и конкурс на лучшую коллекцию и лучшую модель. В этом году у участников прибавилось волнений: в одном ряду с обладателями "Золотого манекена" Викторией Андрияновой (2000), Татьяной Парфеновой (1999), Андреем Шаровым, Игорем Чапуриным (1998), участвовали новички Елена Макашова, Ольга Каменева, Дарья Разумихина.

В первый же день конкурса на подиуме красовалась вся олимпийская сборная по художественной гимнастике. Получился странный гибрид высокой моды и большого спорта. Известный дизайнер Виктория Андриянова в детстве была кандидатом в мастера спорта по художественной гимнастике. Вероятно, воспоминания о былых спортивных достижениях переплелись с дизайнерской фантазией, и получилась необычная одежда и необычный показ, где манекенщицами были гимнастки. Модели сшиты из тканей с металлической нитью, им можно придать любую форму. Если хочется привлечь внимание праздных прохожих, по совету Андрияновой, наденьте поверх дубленки прозрачный капроновый халатик с радужной геометрией. Эта одежда живет своей жизнью: то воротники оторвались от спинки и вытянулись, стараясь достать до подола пальто, то рукава блузки, как ни в чем не бывало, прорастают в пальто где-то на уровне карманов и болтаются до колен. С такой одеждой в силах совладать только настоящая женщина. Возможно, спортсменке Алине Кабаевой, которая завершала показ выходом в свадебном платье, это удастся.

Коллекция Татьяны Парфеновой была выдержана в очень мрачных, серых тонах. Военизированная одежда перекликалась со стилем "модерн". Высокая талия, рукава с большими буфами и короткие узкие юбки. Несколько обреченно смотрелись вышитые яркие попугаи на бесконечно сером. Коллекцию оживляли только необычные кеды на каблучках "рюмочкой".

Если по залу прокатились легкие женские стоны и вздохи, а мужчины приуныли, задумавшись о предстоящих расходах, значит, на подиуме высокая мода от Игоря Чапурина. Гламурная дама, хищная, как голливудская дива 60-х, обольстительная, как танцовщица из гарема. На голове чалма, восточный металлический пояс перетягивает корсет из перьев, обнаженная спина, широкая юбка с длинным хвостом и, конечно, мех, металл, шелк. Игорь Чапурин определенно знает, чего хочет женщина.

Очень эмоциональным был выход модельера Андрея Шарова: от избытка чувств он расцеловал всех моделей, оказавшихся на подиуме после завершения показа. Постановка дефиле у Шарова всегда отличается изысканной театральностью – сказывается работа с режиссером Андреем Житинкиным и создание костюмов для нескольких театральных спектаклей. На подиуме – женщины с оружием: пистолет передавался, как эстафетная палочка. Свободные клетчатые штаны, похожие на ковбойские, с широким клешем, украшенным красным мехом; кожаные пальто. Запомнились публике и свитера крупной вязки с воротниками-капюшонами. На плечах бархатных приталенных пальто – лисы разнообразного окраса. У Андрея Шарова женщина всегда во всеоружии.

Начинающий модельер Дарья Разумихина шьет только из отечественных тканей. Тесемочка к тесемочке; то там, то сям кружева. Автор не обременяет себя сложным кроем. Вещи для сувенирной лавочки. Коллекцию "а-ля рус" дополняли браслеты на руках и ногах, колье, корсеты и даже короны из английских булавочек, украшенные стразами. Еще один претендент на "Золотой манекен" – дизайнер Лена Макашова. Аккуратный крой разрывается наплывом асимметрии, жесткой архитектурой падающих складок: спереди – строгий военный френч, сзади – элегантный женский пиджак; военная гимнастерка внизу обрастает оборками; прямой силуэт перечеркнут по диагонали. Что может быть соблазнительней сочетания хрупкого и жесткого, женского и мужского.

Несмотря на непохожесть всех продемонстрированных коллекций, можно сказать, что отечественные дизайнеры наметили общие черты и тенденции. В гардеробе настоящей модницы должны появиться длинные юбки, обтягивающие бедра, с резким клешем к низу, широкие брюки с низким шаговым швом, одежда из прозрачных тканей с вышивкой из цветочных орнаментов, широкие кожаные пояса на бедрах. Асимметрия кроя и контрастное соединение несочетаемых фактур будут особенно актуальны в этом сезоне. Что же касается общих итогов Недели Высокой Моды, то жюри предстояло сделать нелегкий выбор. Ведь многие из участников уже стали обладателями "Золотого манекена" раньше, а молодые дизайнеры еще не успели проявить себя. И, тем не менее, лучшей коллекцией года второй раз подряд была признана работа московского дизайнера Виктории Андрияновой.

Выбор читателей