Указующий перст Шевчука

Концерты Юрия Шевчука постепенно превращаются в рок-проповеди. Гуру учит жизни и борется с попсой музыкальными средствами. 29 и 30 ноября в "Горбушку" потянется паства

У нас не так много деятелей рок-культуры, которых называют по имени-отчеству. Можно пересчитать по пальцам. Имя Юрия Юлиановича Шевчука будет в числе самых первых. Шевчук уже давно для многих стал не просто лидером группы. Он – гуру и учитель, перст указующий. Про него уже пишут книжки и заносят в анналы истории, однако молодых это не смущает. Они валом валят на его концерты. В "Горбушке" Шевчук и "ДДТ" выступят 29 и 30 ноября. Несгибаемый борец с попсой Юрий Шевчук собирается представить новые песни, которые войдут в его следующий альбом.

Если бы лет двадцать назад начинающий молодой художник, на досуге сочиняющий стихи, не зашел в один из Уфимских домов культуры, не было бы у наших нынешних фестивалей мощного хедлайнера. Рустем Асанбаев, Геннадий Родин, Владимир Сигачев и Рустем Каримов пили пиво и в свое удовольствие играли песни любимых западных групп. Шевчук заглянул на минутку, а остался, как оказалось, навсегда. Так на свет и появилась группа "ДДТ". В последующие годы "ДДТ" не раз меняли свой состав, место жительства и профессиональный статус, неизменными оставались лишь две вещи: личность автора всех песен группы Юрия Шевчука и его творческое кредо. Две первых записи, сделанные кустарным способом в домашних условиях, легли в основу магнитофонного альбома "Свинья на радуге" (1982), который разошелся по стране и сделал имя группы известным далеко за пределами Башкирии.

Весной 1982-го "ДДТ" приняли участие в конкурсе "Золотой Камертон", который проводила московская газета "Комсомольская Правда", и стали его лауреатами, однако это никак не сказалось на дальнейшей судьбе группы. Желание продолжать работу и донести свою музыку до слушателей заставило лидеров "ДДТ" Шевчука и Сигачева искать приюта в Череповце, где работала знакомая им по конкурсу группа "Рок-сентябрь". С участниками "Рок-сентября" в качестве сессионных музыкантов был записан второй альбом – "Компромисс" (1983).

В мае 1983-го группа с успехом выступила на стадионе "Лужники" в Москве в программе официально санкционированного трехдневного фестивале "Рок за мир", однако ее выступление было вырезано из посвященной событию телепрограммы. На следующий год в Уфе был записан альбом "Периферия", после чего участники ДДТ (и прежде всего сам Шевчук) подверглись жестким преследованиям со стороны местной администрации и КГБ и были вынуждены покинуть родной город. Некоторое время Шевчук провел в Свердловске, где играл с участниками группы "Урфин Джюс", а в 1985-м перебрался в Москву. В марте того же года он впервые дал концерт в Ленинграде.

Лишенный возможности работать нормально, Шевчук в этот период регулярно выступал на частных квартирах – соло или дуэтом со скрипачом, гитаристом и певцом Сергеем Рыженко. Их акустический альбом "Москва. Жара" (1985) в то время имел довольно широкую известность. Те же двое, плюс Сигачев, знаменитый фри-джазовый саксофонист Сергей Летов, а также уфимцы – гитарист Нияз Абдюшев и барабанщик Сергей Рудой – записали в ноябре 1985-го альбом "Время".

Весной 1987-го "ДДТ" представили свою программу аудитории V Ленинградского рок-фестиваля и стали его главным открытием. Летом 1988-го группа повторила успех на VI Ленинградском фестивале, проехалась с концертами от Балтики до Тихого океана, а ленинградское отделение фирмы "Мелодия" выпустило пластинку лучших песен "ДДТ" "Я получил эту роль". Конец 80-х группа провела в непрерывных гастрольных поездках и несколько раз выезжала за границу (США, Франция, Япония, Венгрия, Польша, а позднее Израиль и Великобритания), а начало 90-х музыканты встретили в студии. С выходом альбома "Оттепель" (1991) в жизни группы начался новый этап. "ДДТ" резко сократили число концертов, предпочитая показывать тщательно подготовленные, связанные общей концепцией и режиссурой программы ("Черный пес Петербург" – 1992, "Это все..." – 1994, "От и до" – 1995) и подтверждая свой статус регулярно выходящими альбомами ("Пластун", "Актриса Весна", "Это все"). Одними из первых "ДДТ" решили взять в свои руки контроль за изданием своей музыкальной продукции, открыв собственную студию и лэйбл "DDT Records".

27 мая 1993 года, в день рождения Санкт-Петербурга, "ДДТ" дали открытый концерт на Дворцовой площади, на котором присутствовало 120.000 человек. Тем же летом группа приняла участие в рок-фестивале "Белые Ночи Санкт-Петербурга" в Берлине, а осенью была удостоена престижной музыкальной премии "Овация" как лучшая рок-группа года, а сам Шевчук удостоился титула лучший рок-певец года.

В январе 1995 года Шевчук отправился с миротворческой миссией в район военных действий в Чечне, где дал около пятидесяти концертов для российских воинов. Последние несколько лет ознаменовались альбомами "Мир Номер Ноль", "Просвистела", "Метель августа" и выходом диска "ДДТ" в серии "Энциклопедия российского рока".

Возможно, подобная активность Шевчука в какой-то степени подкрепляется отсутствием достойной смены. По его словам, "сейчас в рок-н-ролл идут босяки: три-четыре аккорда, и рваная душа, и никакого желания учиться, развиваться. Ну, чтобы понять жизнь. "Нет, зачем, я и так все знаю!" И слова-то у всех одинаковые. Очень много таких групп, это печально. Но не вся молодежь этим отличается, слава Богу. Рок-н-ролл перестал быть аккумуляцией всех сил, как в 80-е. Сейчас для самовыражения у молодежи гораздо больше возможностей. Можно выразиться в бизнесе, спокойно стать космонавтом, при этом не вступив даже в комсомол. Дороги шире, и больше дорог стало. И сейчас музыка может быть любая, и это кайф".

Если Шевчук для вас гуру, то словить кайф от его музыки и поэзии в ближайшее время вы сможете на концертах в "Горбушке".

Выбор читателей