Аксененко достанут хоть из-под земли

Борьба за инвестиционную программу МПС на заседании правительства 29 ноября обещает быть нешуточной В таких условиях найдутся те, кто готов вытащить Аксененко не то что из отпуска, но и из мест более отдаленных

Как стало известно, находящийся в отпуске министр путей сообщения России Николай Аксененко провел рабочее совещание в своем министерстве. На совещании, по информации из МПС, обсуждалась инвестиционная программа отрасли на 2002 год в сумме 161 млрд. рублей. Это совещание проведено в преддверии рассмотрения программы на заседании правительства РФ 29 ноября. Предполагается, что доклад по теме должен сделать Николай Аксененко, которого в связи с этим правительство отзывает из отпуска.

Между тем, как заявлял на встрече с журналистами 9 ноября Михаил Касьянов, докладчиком по вопросу об инвестиционной программе МПС должен выступить вр.и.о. министра путей сообщения Александр Целько. Правда, Касьянов не отрицал, что Аксененко будет вызван из отпуска для участия в обсуждении: "В случае если кто-либо из министров находится в отпуске, а его вопрос рассматривается на заседании кабинета министров, вызов министра из отпуска является нормальной практикой", – пояснил премьер.

Напомним, что отпуск министра вызван обстоятельствами весьма пикантными. 9 октября Генпрокуратура возбудила уголовное дело "по факту злоупотреблений в МПС", 19 октября предъявила Аксененко обвинение, которое 24 октября было ужесточено включением формулировки "превышение должностных полномочий, повлекшее ущерб государству на сумму более 70 млн. рублей" (возможный срок лишения свободы – от 3 до 10 лет), а 25 октября, не найдя поддержки в вышестоящих инстанциях, Николай Емельянович отправился в отпуск "по состоянию здоровья".

В этой истории скандально все – от предъявления обвинения действующему министру до запланированного выступления находящегося под обвинением должностного лица на заседании правительства. Что же могло подвигнуть на нарушение всех писаных и неписаных правил? Вполне возможно, что ответ лежит именно в области инвестиционной деятельности МПС.

Доходы российских железных дорог, по сообщению пресс-службы МПС, за январь-октябрь 2001 года составили 260,2 млрд. рублей. Это на 30,2% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Большие деньги. Рост доходов само МПС напрямую связывает с ростом производства (за 9 месяцев этого года, по данным Госкомстата, рост составил 5,7%), и рост этот, по прогнозам, продолжится и в следующем году. В следующем же году ожидается дальнейшее увеличение железнодорожных тарифов. Если учесть, что реформирование МПС и образование РЖД приведут к отделению хозяйственной деятельности от исполнения министерских полномочий, вовсе не все равно, куда и как будут направлены огромные финансовые потоки.

В этом году правительство с трудом удерживается в заданных бюджетом рамках инфляции. Причем попытки сделать крайним Центробанк все менее успешны: в представленном Государственной думе проекте "Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 год" было объявлено, что в текущем году темпы роста денежной массы упали. Если за первые семь месяцев 2000 года она увеличилась на 32,35%, то за аналогичный период текущего года – на 16,3%. При этом в январе-мае с.г. денежная масса выросла на 7,8%, в то время как общий уровень цен – на 10,9%. В прогнозе на следующий год ЦБ прямо говорит о том, что уровень инфляции во многом будет зависеть от действий правительства.

В результате кабинет министров сталкивается с задачей эффективного тарифного регулирования. Если он пойдет на уступки монополиям, заложенный в бюджет-2002 показатель инфляции в 12% не будет выдержан. Примечательно, что за первые девять месяцев 2001 года инфляция составила 13,9%, причем в сентябре вновь начался рост цен, составивший за месяц 0,6%. Однако пока остановить рост тарифов не удается. Естественные монополии настаивают на необходимости значительного роста тарифов для обновления крайне изношенных основных фондов в монопольном секторе экономики, угрожая в противном случае началом масштабных аварий и массовым выбытием производственных мощностей.

Первые решения о росте тарифов МПС уже приняты. Как заявил 22 ноября и.о. министра путей сообщения Александр Целько, с 15 декабря будут подняты на 30% цены на билеты в купейных вагонах поездов дальнего следования. Это решение уже одобрила комиссия Христенко. Более того, если сейчас только 65% стоимости билетов оплачивается самими пассажирами, в то время как остальная часть компенсируется за счет грузоотправителей, то к 2003 году население будет оплачивать уже 80%. В результате следует ожидать нового роста цен на билеты, а также увеличения стоимости услуг других естественных монополий.

В конце сентября МПС заявило о намерении с 1 марта 2002 года поднять грузовые тарифы на 39,9%, а всего ведомство считает необходимым поднять тарифы на грузовые железнодорожные перевозки за 2002 год в среднем на 66%. Кроме того, МПС рассчитывает на списание части долга железных дорог по федеральным налогам, размер которых приблизился к 25 млрд. рублей.

Попытки оспорить расчеты МПС предпринимались частью правительства. Так, на заседании тарифной комиссии 20 ноября МПС выступило с новыми предложениями по компенсации своих доходов, выпадающими в связи с введением единого экспортно-импортного тарифа. По данным МПС, ведомство потеряло после унификации внешних и внутренних тарифов 1,45 млрд. рублей, а в сентябре – еще 1,57 млрд. рублей. Однако замминистра экономического развития Андрей Шаронов посчитал расчеты МПС завышенными. Согласно его выкладкам, доходы МПС в расчете на тонно-километр остались прежними. В результате комиссия решила провести дополнительный четырехмесячный мониторинг.

Однако у МПС есть козырь: рост тарифов – это и рост бюджетных доходов. МПС – один из крупнейших налогоплательщиков в федеральный бюджет и, в отличие от РАО ЕЭС и "Газпрома", не обременен задолженностями потребителей, так как получает за свои услуги вперед.

Неожиданную поддержку МПС оказали и западные эксперты: в свое время, перед обсуждением путей реструктуризации отрасли, результаты аудита ведомства влиятельной компанией Arthur Andersen оказались созвучны точке зрения Аксененко.

Наконец, не надо сбрасывать со счетов возможность торга между монополистами и правительственными либералами, который многие аналитики считают вполне возможным: уступки по тарифным запросам в обмен на уменьшение политического давления на финансово-макроэкономический блок правительства.

О том, что подобный торг может иметь место, косвенно свидетельствует неожиданная поддержка Аксененко со стороны его давнего оппонента Анатолия Чубайса. Правда, в своем интервью журналу "Профиль" глава РАО ЕЭС утверждает, что его позиция касается не оценки действий Аксененко, а методов, примененных к нему. "Я считаю, что власть не имеет права так обращаться с министром", – заявил Чубайс.

Однако стоит вспомнить, что сейчас, в момент резкого падения цен на нефть, весь бюджет на 2002 год оказался под угрозой, и прежде всего – расчетные цифры инфляции. Сопоставьте этот факт с тем, что конец года – традиционное время для заявок естественных монополий о желаемых цифрах роста тарифов на следующий год. Между прочим, ведомство Анатолия Борисовича предлагает средний рост цен на электроэнергию в 2002 году на 44%.

Консолидированное давление монополистов на правительство дает свои плоды. Даже расчеты Минэкономразвития на следующий год не слишком отличаются от заявок монополий: в зависимости от уровня инфляции, предполагается возможным повышение тарифов на электроэнергию на 36,5% или 33%, а на грузовые железнодорожные перевозки – на 50% или 48%.

В такой ситуации противникам роста тарифов в правительстве, поддерживаемым промышленными кругами, не остается ничего иного, как обратить пристальное внимание на то, куда идут полученные монополистами доходы. И в этой связи все чаще звучат голоса о необходимости оценки инвестиционных программ монополий. Как заявил на "Эхе Москвы" генеральный директор компании "Русский алюминий" Александр Лифшиц, необходимо "посмотреть инвестиционные программы монополистов, в которых любознательный контролер найдет много интересного, куда они вкладывают деньги...".

А действительно, куда МПС намерено направлять инвестиции? Во-первых, это проект в телекоммуникационной области "Транстелеком", на который МПС направляет до 60% инвестиций. Проект, безусловно, сулящий быструю окупаемость и высокую прибыль, вкупе с развитием конкуренции в области связи – но почему на деньги пассажиров и грузоотправителей? Во всем мире под такие проекты привлекаются сторонние инвесторы. Правда, последние требуют полной прозрачности деятельности компании...

Другой амбициозный проект: строительство моста на Сахалин, предварительная стоимость которого оценивается в 4,5 млрд. долларов. Основную часть средств для этой "стройки века" планируется взять из фонда амортизационных отчислений, а увеличение амортизации, в свою очередь, всегда служило доводом МПС к увеличению тарифов. Характерно, что вопрос об экономической эффективности проекта не стоит: основной упор МПС делает на имиджевый аспект, считая строительство моста свидетельством возрождения экономической мощи России. Это и неудивительно: по расчетам специалистов, срок окупаемости проекта слишком велик, вклад его в решение транспортной проблемы невысок, и гораздо больший эффект принесет ремонт уже существующих магистралей и резкое увеличение вагонно-локомотивного парка. Между тем на последние цели инвестиционная программа МПС предусматривает на порядок меньшую долю вложений.

Справедливости ради стоит отметить, что проекты других естественных монополий, будь то РАО ЕЭС или "Газпром", не отличаются меньшим аппетитом. У них у всех есть общие родовые черты: размах и длительность воплощения. И то, и другое в условиях традиционной непрозрачности деятельности монополистов не дает возможности провести детальную экспертизу их целесообразности, также как и просчитать, какая доля их финансирования ляжет на плечи потребителей услуг естественных монополий через увеличение тарифов. Однако, принимая во внимание не слишком большие планы по привлечению сторонних – прежде всего западных – инвестиций и действительную нужду в модернизации этих отраслей, скорее всего, тарифная составляющая инвестиционных программ реально окажется немалой.

Исходя из этого, можно предположить, что борьба за инвестиционную программу МПС на заседании правительства 29 ноября будет нешуточной. Не кажется фантастической такая диспозиция: с одной стороны – МПС и другие естественные монополии, обеспокоенные продвижением собственных инвестиционных программ, с другой – промышленное лобби, обеспокоенное неблагоприятной мировой конъюнктурой и ростом издержек производства за счет роста тарифов, и та часть правительства, которой в будущем году отвечать за инфляцию. В таких условиях всегда найдутся круги, готовые вытащить Аксененко не то что из отпуска, но и из мест более отдаленных.

Выбор читателей