У планеты Земля появился родственник

У планеты Земля наконец-то появился родственник. Космический телескоп "Хаббл" обнаружил, что крупная планета, которая находится на расстоянии 150 световых лет от Земли, обладает атмосферой

У планеты Земля наконец-то появился родственник. Гигантский космический телескоп "Хаббл", парящий на околоземной орбите, обнаружил, что крупная планета, которая находится на расстоянии 150 световых лет от Земли, обладает атмосферой. Астрономы впервые в истории получили возможность определить химический состав атмосферы этой планеты – она содержит натрий.

Эта планета, находящаяся за пределами Солнечной системы, пока не имеет названия. Она вращается вокруг желтой звезды HD 209458, схожей с Солнцем, и находится в созвездии Пегаса. Она была открыта еще в 1999 г. благодаря небольшим отклонениям в гравитационном поле родительской звезды. Ученые рассчитали, что ее масса составляет примерно 70% от массы Юпитера, а значит эта планета тяжелее Земли в 220 раз.

Позднее астрономы выяснили, что из-за своеобразного наклона орбиты планета проходит перед диском звезды HD 209458, поэтому она представляет собой уникальный объектом для наблюдений. Подобную возможность нам не предоставляет ни одна из примерно 80 планет, открытых на сегодняшний день за пределами Солнечной системы.

Исследования, проведенные с помощью "Хаббла" и наземных телескопов, выявили, что безымянная планета состоит в основном из легких элементов, то есть этот газовый гигант напоминает Юпитер или Сатурн. Когда планета проходит по диску звезды, последняя на время как бы немного тускнеет. Поэтому ученые впервые получили возможность увидеть свет другой звезды, прошедший сквозь атмосферу далекой планеты. Эти наблюдения дают основания считать, что открыта планета, на которой есть углекислый газ, вода в виде пара, озон и метан. А если на планете находятся все четыре компонента, то она имеет атмосферу.

Планета просто идеально подходит для постоянных наблюдений, ведь по диску звезды она проходит каждые 3,5 дня. За это время она делает круг по орбите длиной 6,4 млн километров. К сожалению, удаленность ее от звезды так мала, что, предположительно, атмосфера планеты весьма и весьма горяча - приблизительно до 1100 градусов Цельсия. А это, как считают ученых, практически исключает возможность существования жизни.

Большинство планет-гигантов выделяют газ в своей собственной системе, как Юпитер. Примерно 15 планет, включая и эту, являются "горячими Юпитерами", они крупные и находятся намного ближе к своей звезде, чем Юпитер к Солнцу. Это делает их слишком горячими, неприемлемыми для жизни. Тепло, которое вырабатывает планета, способно растопить, как лед любую монету, утверждают ученые.

Однако само существование этой планеты может открыть новый этап в изучении космических тел. "Это открытие позволит ученым вступить в новую фазу изучения планет. Мы сможем сравнивать и выявлять разницу в атмосферных условиях на других планетах в нашей солнечной системе, - сказал Давид Шарбонью, ведущий научный сотрудник проекта.