Один год и 24 минуты диктофонной записи

Годовщина обнародования известия о причастности Кучмы к исчезновению Гонгадзе не сулит ничего хорошего власти. Есть сведения, что скоро на Украине появится книга "избранных произведений" Николая Мельниченко

Вчера исполнился ровно год с того времени, как лидер Социалистической партии Украины Александр Мороз с трибуны Верховной Рады заявил о том, что исчезновение оппозиционного журналиста Георгия Гонгадзе – дело рук властей и к этому лично причастен глава государства Л.Кучма. В доказательство своих слов Александр Александрович тут же, в кулуарах парламента продемонстрировал аудиозапись разговоров неких людей, голоса которых очень похожи на голоса президента и тогдашнего министра внутренних дел Ю.Кравченко. Используя в речи украинско-русский суржик, с примесью грязного мата, эти голоса обсуждали, как нейтрализовать некоего "грузина", "Гонгадзе", который опостылел со своими статьями в Интернете. Предлагалось "вывезти в лес, раздеть догола и оставить". Было также предложение "отдать его чеченцам, чтобы потребовали выкуп".

Фрагменты разговора составили всего двадцать четыре минуты. С этого начался так называемый "кассетный скандал". Украина в один миг из страны с зарождающейся демократией превратилась в замшелую страну третьего мира, в которой действуют законы папуасов. Державу потрясли массовые выступления с целью свержения власти, которая не гнушается того, чтобы физически устранять неугодных. Последние "гастроли" разъяренных представителей оппозиции у стен Администрации Президента 9 марта сего года, в день рождения Тараса Шевченко, закончились жестокими столкновениями с представителями правоохранительных органов.

Несомненно, оппозиция потерпела поражение. Но выиграла ли власть?

Чтобы понять, что дал этот год, давайте поставим вопрос в таком ключе: что стало известно за это время? Например, чей обезглавленный труп найден в Таращанском лесу? Что произошло с журналистом Георгием Гонгадзе? Если он убит, то кто является заказчиком, организатором и исполнителем преступления? Причастна ли власть и лично президент Кучма к исчезновению Гонгадзе, как это утверждает оппозиция? Являются ли подлинными записи, обнародованные майором Николаем Мельниченко? Кто был инициатором прослушивания президентского кабинета и кто стоит за "кассетным скандалом"?

Ни на один из этих вопросов нет четкого и конкретного ответа. Сперва правоохранительные органы напрочь отрицали возможность того, что найденное в ста километрах от Киева тело может быть телом исчезнувшего журналиста. Потом Генпрокуратура, словно играя в прятки, объявляла Гонгадзе живым, обнаружив его то во Львове, то где-то за границей. Теперь она настаивает, что в морге на улице Оранжерейной в Киеве находятся именно останки журналиста, и требует от родственников немедленно предать их земле. Мать и жена Георгия отказываются, настаивая на проведении дополнительной экспертизы с участием специалистов Совета Европы и США. Следователи не разрешают.

В начале "кассетного скандала" Кучма заявлял, что все обвинения в его адрес – чушь. Ничего подобного он никогда не говорил. Немного погодя, когда отпираться было уже глупо, стал признавать, что, дескать, отдельные фразы произнесены им, но в другом контексте. То есть пленки смонтированы. Но когда оказалось, что компромат – это не 24 минут аудиозаписей, а сотни часов, Леонид Данилович сознался в одном из интервью: дескать, мат, можно сказать, мой. Я, мол, бывший директор завода, а там, на производстве, без этого никак нельзя. Мат и строить, и жить помогает...Не могу отучиться...

Если мат из аудиозаписи принадлежит президенту, то неужели другая смысловая "начинка" может быть чьей-то другой? Но вот Генеральная прокуратура, которая вначале тоже категорично отметала эту возможность, в конце концов признала: факт несанкционированных записей разговоров президента в его кабинете имел место. Вот почему, когда в средине минувшего месяца главный герой "кассетного скандала" майор Николай Мельниченко обратился во все высшие инстанции страны, и прежде всего к президенту Украины, с предложением прослушать его пленки, отобрать и уничтожить то, что составляет государственную тайну (ибо Министерство юстиции США потребовало от него весь "чемодан" аудиозаписей), Генеральная прокуратура отреагировала мгновенно. Через "связного", народного депутата Украины Григория Омельченко, генпрокурор потребовал от бывшего охранника президента весь архив сдать на анализ в Киев. Но в Вашингтоне не стали этого ждать.

Пленки Мельниченко заинтересовали ФБР и ЦРУ в связи с террористическими актами 11 сентября и всей антиладеновской кампанией. В мире все чаще стали появляться сообщения о том, что подразделения талибов* частично вооружены автоматами и гранатометами, которые доставлены им с Украины. Более того, в итальянском городе Турине продолжается расследование обстоятельств деятельности некоего одесского бизнесмена Александра Жукова, который поставлял большие партии оружия в Македонию, а также итальянской мафии – и опять же с Украины. В интервью "Вечернему Нью-Йорку" Николай Мельниченко заявил, что Жуков непосредственно сотрудничал лично с Кучмой и его ближайшим окружением. В подтверждение своих слов он передал редакции фрагмент разговора торговца оружием с Леонидом Даниловичем, где президент знакомит Александра Борисовича с главой своей администрации Владимиром Литвином, которому бросает фразу: "будешь с ним работать...".

Во всей этой истории больше всего пострадал имидж главы государства. Президент Украины на протяжении вот уже года фактически является "невыездным". Он не может показаться дальше России и Польши, руководители которых с самого начала "кассетного скандала" безоговорочно поддержали киевского затворника и постоянно пытаются пробить ему путь в высший свет Европы и Запада. Штаты же только-только разрешили первый за год после бурных событий в Украине официальный приезд в Вашингтон премьер-министра страны. О знакомстве Кучмы с новой администрацией США пока и речи не идет, хотя Украина считается одной из крупнейших стран Европы.

Годовщина обнародования Морозом известия о причастности Кучмы к исчезновению оппозиционного журналиста не сулит ничего хорошего власти. Есть сведения, что скоро на Украине появится книга "избранных произведений" Николая Мельниченко. Как вы, думаю, могли догадаться, это будут расшифровки аудиозаписей мятежного майора. Причем не только тех, которые уже известны Украине, но и новых.

Можно предположить, что новые сведения из фонотеки Мельниченко будут, скорее всего, касаться нелегальной продажи оружия. Делаются даже намеки то, что в грядущем скандале якобы замешаны Кучма и бывший министр обороны.

На днях, давая интервью интернет-изданию "Украинская правда", близкий друг Кучмы В.Пустовойтенко вдруг заявил, что у него якобы есть отчет по "делу Гонгадзе", который он "хранит в трех разных сейфах". Видимо, для того, чтобы оно не пропало.

Все вдруг вспомнили, что еще весной две партии, которые активно поддерживают Кучму, – "Трудовая Украина" и НДП заявили о том, что они заказывают свои независимые расследования обстоятельств исчезновения журналиста Гонгадзе. "Трудовики" подключили к этому американскую детективную фирму "KROLL", которая, как известно, еще в начале осени отчиталась перед заказчиками, фактически не добавив ничего нового к тому, что уже было известно, разве что сообщив общественности о том, что Гонгадзе иногда обедал в ресторане с Аленой Притулой, нынешним редактором интернет-издания "Украинская правда" и ухаживал за ее домашним котом. Вот за это, по некоторым сведениям, американцы получили гонорар в 250 тысяч долларов, который якобы оплатил гражданский зять Кучмы, один из лидеров "Трудовой Украины" украинский олигарх Виктор Пинчук.

Партия НДП свое расследование заказала Агентству журналистских расследований из России. Как и над чем работали журналисты-детективы, никому не было известно, поскольку ничего не сообщалось об их действиях. Похоже, именно об этом отчете и упомянул вскользь Пустовойтенко. Журналисты обнародовали диктофонную запись объяснения партийного лидера. Вот оно: "Обнародовать не буду, потому что доказательств не имеем, что действительно так дело прошло, как написано. Но для меня очень много позиций в этом деле, они очень понятны".

Дальше Пустовойтенко заявил, что знает, кто убийца Георгия Гонгадзе. А напоследок панибратски сказал корреспонденту: "Подойдешь после выборов – я скажу" – кто, мол, заказывал, а кто непосредственно убивал твоего коллегу.

За всем этим последовала бурная реакция. Председатель парламентского Комитета по борьбе с организованной преступность и коррупцией Юрий Кармазин тут же публично обратился к генеральному прокурору с требованием возбудить уголовное дело против Пустовойтенко по статье "сокрытие преступления". Перепуганный Пустовойтенко бросился с объяснениями и за защитой к своему другу Кучме. Президент нашел подходящий момент и прямо дал понять, что у Пустовойтенко была совершенно иная задумка, когда он решился на такое признание. Зная особенности "реченедержания" своего старого соратника, Кучма попытался при этом его выгородить. Мол, "заявление Пустовойтенко было политическим и не имело под собой никаких оснований... А каких-то посылок конкретных – ничего за душой у него нет и быть не могло".

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей