Грузинские тайны

Про вторжение в Абхазию в начале октября этого года уже сказано немало. В 2001 году тбилисские репортеры, снимавшие чеченских боевиков на горных базах в Грузии, стали странным образом умирать в собственных квартирах...

В то время когда Эдуард Шеварднадзе встречается с Владимиром Путиным в Москве, стали известны новые подробности тайных сношений грузинского президента с лидерами чеченских боевиков. На первом месте среди приближенных к "тбилисскому старцу" стоит "образованный и обаятельный молодой человек" террорист Гелаев. По воле Шеварднадзе грузинским журналистам запрещено выдавать в эфир любой маломальский негатив на этого чеченского полевого командира. Ослушников ждет наказание в виде наездов госбезопасности. В 2001 году тбилисские репортеры, снимавшие чеченских боевиков на горных базах в Грузии, стали странным образом умирать в собственных квартирах...

Кто подставил Гелаеву утку?

Про вторжение чеченских боевиков и грузинских партизан в Абхазию в начале октября этого года уже сказано немало. Сегодня известно, что люди Гелаева на казенных полицейских грузовиках вывозились из Панкиси, а затем спокойно шли по Кодорскому ущелью к Сухуму. Многие из них были переодеты в форму бойцов внутренних войск МВД Грузии.

Выяснились подробности того, как в Тбилиси по личному указанию Эдуарда Амвросиевича нянчились с раненым Гелаевым. При попытке прорыва окружения в районе горы Сахарная голова "дивизионный генерал" получил тяжелые осколочные ранения в живот и бедро. Его выносили на носилках к вертолету, берегли как святыню. Как сообщили корреспонденту "Yтра" в Независимом информационном центре Чеченской Республики, Гелаева переправили в госпиталь города Зугдиди, где сделали срочную операцию по удалению осколков и переливанию крови. Причем врачам из Тбилиси была поставлена задача – спасти жизнь пациента любой ценой, при этом не разглашая его личность. Повторную операцию по извлечению осколков проводил доктор Дедвани, сван по национальности, ранее работавший в хирургическом отделении тбилисской больницы (в народе ее называют "армянской больницей"). В это время по Грузии поползли слухи, что Гелаева перевезли в город Самтредиа. Затем чеченского боевика "видели" уже в центральном госпитале МВД Тбилиси. "Деза", запущенная в недрах грузинской госбезопасности, сработала на все сто. Между тем врачи в Зугдиди, в обстановке секретности, боролись за жизнь Гелаева, о здоровье которого регулярно справлялись по телефону из Тбилиси. Кризис миновал: полевому командиру вырезали участок кишечника, после чего состояние пошло на поправку. А затем "волшебник" в лице Эдуарда Шеварднадзе выделил "голубой вертолет" республиканского МВД, перенесший раненого в ставшую родной Сванетию. Гелаев пожелал восстанавливать здоровье на свежем горном воздухе, среди близких – арабов, идейных боевиков и обычных уголовников.

Во время лечения в Зугдиди местные жители были поражены наплывом большого количества вооруженных до зубов людей в камуфляже. Гелаева охраняли тройным кольцом совместные караулы из чеченцев и партизан – "лесных братьев". Плюс ко всему отдельно на посты выставили сотрудников МВД Грузии. Любовь грузинских партизан к террористу объясняется просто. Гелаев, направляясь в Абхазию, любезно принял в свой отряд товарищей, имеющих судимости, приговоренных в Грузии к большим срокам за совершение тяжких преступлений. По странному стечению обстоятельств в смешанном чечено-грузинском отряде оказались уголовники, совершившие побег из грузинской колонии строгого режима 21 сентября этого года. Успели вовремя, как раз к началу боевых действий в Кодорском ущелье. Кстати, по информации абхазских спецслужб, уголовникам просто пообещали свободу, потребовав смыть позор кровью в Абхазии. Неважно, чьей кровью. Но "штрафные роты" оказались никудышными бойцами. Уголовники разбегались, бросая автоматы, после первых же выстрелов.

На Кавказе хорошо знают еще одного организатора похода в Кодорское ущелье – губернатора Сванетии Эмзара Квициани. В его тени остался другой командир партизан – некто Давид Шенгелия, который давно сошелся с чеченскими амирами. У Гелаева и Шенгелии много общего, например, базы в горах, радиостанции, газеты. Благодаря стараниям грузинского коллеги Гелаев и его ближайшее окружение обзавелись фиктивными грузинскими паспортами с грузинскими фамилиями и указанием грузинского гражданства. Вернее, паспорта настоящие, просто приобретенные без проволочек за хорошие деньги. Кстати, это одна из причин того, что Генпрокуратура Грузии просто не в состоянии выполнить предписание Москвы на арест Гелаева. Остановят полевого командира в Тбилиси для проверки документов, а он уже и не Гелаев вовсе, а гражданин независимой Сакартвело, потомственный "Гелашвили" или "Геланадзе".

Не менее интересны и личности покровителей чеченских и грузинских партизан. На более низком уровне в этой когорте доминирует крепкая группировка кистинцев – грузин чеченского происхождения, которую возглавляют братья Хангошвили – Анзор, Парнаоз и Хасо. Но есть спонсоры и крупнее. Так, в российских спецслужбах имеется информация о связях разыскиваемого правоохранительными органами России Бадри Патаркацишвили с криминальными "авторитетами" в Грузии. Есть информация и о том, что Патаркацишвили оказывал финансовую помощь братьям Хангошвили, контактирующим с Шенгелия и Гелаевым. Если учесть, что разыскиваемый председатель Совета директоров ТВ-6 тесно связан с Борисом Березовским, то начинает выстраиваться определенная схема. Как известно, Березовского на Кавказе не любят как провокатора. Тот же Масхадов не устает утверждать, то Борис Абрамыч заплатил Басаеву $2 миллиона за вторжение в Дагестан в августе 1999 года.

Впрочем, вернемся к грузинским реалиям. Чеченские боевики совершенно спокойно размещаются чуть ли не на всей территории страны. Базы Гелаева и его полевых командиров находятся в Зугдиди и его пригородах, селах Аргохи-Дуиси, Цинубани, Кварелцкали, Омало, Назарени, Джвари, Чубери. Этот список можно продолжить. Для официального Тбилиси боевиков не существует – есть одни беженцы. Впрочем, люди Гелаева готовы воевать не только в Чечне. Как стало известно, нынешней осенью около 40-50 чеченских наемников покинули Грузию и отправились в Афганистан. После неудачного похода на Абхазию в отрядах Гелаева царит разброд и шатание. Большинство боевиков озабочено тем, как запастись документами. Многие уже покинули Панкиси. Следы боевиков ведут преимущественно в Азербайджан, а также в Иран, Чечню, Карачаево-Черкесию и Кабардино-Балкарию.

Среди большинства "беженцев" и кистинского мужского населения Панкисского ущелья очень популярна фигура Усамы бен Ладена. Здесь осведомлены об активности эмиссаров "террориста №1", поддерживавших связь с полевыми командирами Ичкерии с целью раздобыть сведения о химическом и ядерном оружии и готовых выплачивать за это баснословные гонорары. Отнюдь не пособиями и строительством жилья обеспокоен и представитель Ичкерии в Грузии некто Хизри Алдамов, который имеет судимость и шестилетний срок. По крайней мере до осени 2001 года Алдамов регулярно встречался с загадочными арабскими гонцами.

Странная смерть журналиста

В октябре этого года, с началом боевых действий в Кодорском ущелье, журналисты грузинской телекомпании "Рустави-2" отправились в Западную Грузию. Однако свобода слова "по-шеварднадзевски" была похоронена на первых же блокпостах. Сотрудники грузинской полиции, ссылаясь на секретное распоряжение сверху, отказались пропустить на границу с Абхазией съемочные группы. Одновременно в Грузии была прекращена ретрансляция российских телеканалов. В Западную Грузию удалось попасть только репортерам центрального телевидения, представляющим официоз. Всем журналистам, которых неотступно сопровождали сотрудники МГБ и полиции, из администрации президента Грузии поступило указание о том, как "правильно" освещать события в Кодорском ущелье. Писали и снимали, как "надо": например, о том, что российская авиация неоднократно нарушала воздушное пространство Грузии, бомбила Кодорское ущелье. Кроме того, в Тбилиси утверждали, что вертолет с миротворцами над Сахарной головой сбили абхазы, хотя сами пленные гелаевцы рассказали, что машину уничтожил из ПЗРК чеченский полевой командир с позывным "Арби". В грузинских СМИ пошли еще дальше. В газетах появилась информация о том, что в Абхазию вошли части российской армии и Тбилиси впору объявлять всеобщую мобилизацию.

О ранении Гелаева первыми узнали репортеры "Рустави-2". В ходе журналистского расследования выяснились подробности инцидента: бой в ущелье, взрыв мины, осколки которой нашли Гелаева, госпитальная палата, подвиг врачей и многое другое. Когда материал готовился в эфир, случился тот самый наезд спецслужб на телекомпанию, закончившийся отставкой правительства в полном составе. По указанию администрации президента оперативники МВД и МГБ Грузии нагрянули в телекомпанию с финансовой проверкой, обвинив руководство в хронической неуплате налогов. Но официальная версия очень быстро развалилась, документы оказались в порядке. На самом деле контрразведчиков интересовали исключительно материалы расследования в отношении Гелаева и событий в Кодорском ущелье.

С журналистами, которые решали копнуть чуть глубже, чем нужно официальному Тбилиси, в Грузии расправляются моментально. 26 июля 2001 года в собственной тбилисской квартире был убит журналист "Рустави-2" – ведущий информационной программы "Ночной курьер" Георгий Саная. В телекомпании забили тревогу, когда утром 26 июля журналист не вышел на работу. Его домашний и мобильный телефоны не отвечали на звонки. Прибывший на квартиру наряд полиции обнаружил тело 26-летнего журналиста, который был убит одним выстрелом – 9-милиметровая пуля попала в голову. В квартире царил хаос, что позволило следствию выдвинуть в качестве основной версии убийство "с целью ограбления". На место преступления прибыли и сотрудники МГБ. Расследование, как и полагается, приняло закрытый характер. (Преступление, к расследованию которого подключились даже сотрудники ФБР США, не раскрыто до сих пор. Кстати, незадолго до этого другой журналист "Рустави-2", ведущий программы "60 минут" Акакий Гогичаишвили признался, что его жизни угрожают – и угрожает не кто-либо, а Генеральная прокуратура Грузии, потому что он, Гогичаишвили, вел цикл передач о причастности родственников Шеварднадзе к финансовым махинациям.О.П.)

Как утверждали коллеги убитого, из квартиры Георгия Саная бесследно пропали некоторые документы, в частности видеозаписи, подтверждающие факты, обнародовать которые не посмел ни один грузинский журналист. Речь шла о террористах Хаттаба и других чеченских полевых командиров, которые при совершении терактов в России, в частности в городах Северного Кавказа использовали взрывчатые вещества и взрывные устройства, которые они получили от... сотрудников МВД Грузии. Затем через цепочку посредников (членов "джамаатов" Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Ингушетии.О.П.) взрывчатка завозилась на рынки Владикавказа, Минеральных Вод и других населенных пунктов в коробках с сигаретами "LM", "Бонд" и "Мальборо" турецкого производства. Георгий Саная понимал, что получил информационную бомбу, но не успел воспользоваться этим материалом. Произошла утечка, и за журналиста все решили очень быстро – свинец поставил точку.

Батоно тасует турецкую колоду

В эти дни в Грузии многие разделяют происходящее в стране на "до" и "после" событий в Кодорском ущелье. После неудавшейся попытки вторжения в Абхазию были смещены неудачники из числа силовых министров, остальные члены кабинета милостиво были возвращены президентом на место. Поменялся и спикер парламента. Место Зураба Жвания, в последнее время подвергавшего Шеварднадзе критике, заняла Нино Бурджанидзе. Процедура голосования не обошлась без скандала. Ряд депутатов заявил о "фальсификации избирательных бюллетеней", что было подтверждено и Генеральной прокуратурой Республики Грузия, возбудившей уголовное дело по статье "Нарушение тайны голосования в ходе выборов". Шеварднадзе немедленно настоял и на снятии прокурора.

Новый спикер, стараясь избежать ошибок предшественника, в своих выступлениях не устает повторять о колоссальном политическом давлении на Грузию со стороны России, приводит сведения о том, что "более 40 раз Грузия подвергалась бомбардировкам со стороны РФ", заявляет о присутствии российских баз на территории республики как о "дестабилизирующем факторе". По мнению Нино Бурджанидзе, именно Россия виновата в конфликтах в Абхазии и Южной Осетии. Квинтэссенция выступлений ручного спикера парламента уже выносилась на повестку дня перед законодателями – это выход республики из состава СНГ, поскольку Грузия не имеет ничего общего ни с этим образованием в целом, ни с Россией в частности.

Панацею от бед, неустроенности, криминала, инфляции, унизительных пенсий и зарплат нашли в тесном сотрудничестве с Турцией. Эдуард Шеварднадзе прогнозирует создание стратегического тройственного альянса Грузия – Турция – Азербайджан. Ориентируясь на Анкару, официальный Тбилиси мечтает транспортировать энергоресурсы Каспия, прикрывая их военными турецкими базами в Грузии.

Правда, сейчас Шеварднадзе мешает политик, имеющий большую популярность в Грузии. Лидер Аджарии Аслан Абашидзе, счет покушениям на которого давно потерян, известен своей пророссийской ориентацией, а потому опасен для "хитрого лиса". Шеварднадзе предпринимает беспрецедентный шаг – отправляется в Батуми, награждает Абашидзе высшим орденом и с ходу предлагает главе Аджарии пост премьер-министра Грузии. Логика проста как дважды два: премьер погрязнет в индексациях, тарифах на электричество и газ и... перестанет быть конкурентом. Правда, Эдуард Амвросиевич остался верным себе, на всякий случай назначив Абашидзе главным "замирителем" строптивой Абхазии. Если что, на главу Аджарии можно будет спустить всех собак, обвинив в нежелании заниматься собирательством Грузии.

В самой Грузии, в столице которой сегодня турецкую речь можно услышать чаще, чем грузинскую, не совсем понимают своего президента. Так, армянское население республики, проживающее в высокогорных районах Ахалкалаки, Ахалцихе, опасается повторения геноцида 1914 года, во время которого было вырезано более 1 миллиона армян. От полного истребления нацию тогда спасла русская армия. Кроме того, открытие границы с Турцией сегодня грозит изменить ситуацию в незатухающем конфликте за обладание Нагорным Карабахом.

Но это – в перспективе. А пока террористический анклав на территории Грузии расширяется. Чеченские, арабские и другие боевики находятся в Панкисском ущелье, Сванетии, в Горийском районе, в приграничной полосе Южной Осетии – осетинских селах, занятых грузинами в ходе конфликта в начале 90-х годов. Известно, что чеченские криминальные структуры получали в Грузии оптовые партии наркотиков, которые затем поступали в Россию. Причем молва приписывала участие в махинациях некоторых сотрудников правоохранительным органам Грузии. В последнее время эта схема нарушилась. Наркотики, в основном дешевые героин и гашиш, перестали доставляться в Панкисское ущелье. Одновременно прекратился денежный поток на базы в Панкиси от структур, связанных с Усамой бен Ладеном, кормивший беженцев и боевиков. Теперь в кистинских селах, где сколачиваются боевые группы наемников для войны в Чечне, стали кустарно изготовлять оружие и взрывные устройства. По данным российских спецслужб, составляющие многих видов вооружения для чеченских боевиков изготавливаются на грузинских заводах, в том числе и в Тбилиси. Правительство Грузии продолжает отрицать факты поддержки террористов. А после того как Шеварднадзе назвал Гелаева чуть ли не побратимом, позиции чеченских боевиков в Тбилиси еще более окрепли. Поэтому нетрудно предположить, что Гелаева России НЕ ВЫДАДУТ. На "дивизионного генерала" уже изготовлен грузинский паспорт. Его ждут турецкие лечебницы, где можно оклематься и с половиной кишечника.

Выбор читателей