"Нужно дать даже убийце какую-то надежду"

В ближайшее время Госдума собирается рассмотреть в последнем чтении новый Закон "Об амнистии". Согласно данному законопроекту, на волю из мест лишения свободы планируется выпустить почти 21 с половиной тысячу человек

В ближайшее время Госдума собирается рассмотреть в последнем чтении новый Закон "Об амнистии". Согласно данному законопроекту, на волю из мест лишения свободы планируется выпустить почти 21 с половиной тысячу человек. В первую очередь это будут несовершеннолетние и женщины. Нам удалось побеседовать с разработчиком законопроекта депутатом ГД Александром Баранниковым.

"Yтро": Александр Евгеньевич, женщины и несовершеннолетние – это менее 9% тюремного населения. Почему именно они?

Александр Баранников: Это самая уязвимая с социальной точки зрения часть лиц, преступивших закон. Переполненные следственные изоляторы, инфекционные заболевания, недостаток продуктов питания, медикаментов особо тяжело отражаются именно на несовершеннолетних и женщинах. Кроме того, данная категория осужденных особо остро переживает изоляцию от общества. Длительные сроки нахождения в неволе, непосредственное влияние криминальной среды на психику молодого человека негативно сказываются на его последующей социальной адаптации. Содержание в местах лишения свободы беременных женщин, женщин, имеющих детей до трех лет, вызывает огромные трудности, связанные с нехваткой медикаментов и простейших гигиенических средств. Отрыв осужденных женщин, имеющих несовершеннолетних детей, от процесса воспитания представляет также серьезную проблему для следующего поколения наших граждан.

Учитывая психологию данной категории лиц, заключение под стражу уже само по себе является для многих несовершеннолетних и женщин серьезным шоком, способным положить начало реальному исправлению. Длительное же нахождение в изоляции, напротив, представляется чрезмерным и ведет лишь к большей криминализации этих граждан.

"Y": Как идет подготовка ко второму чтению? Какие проблемы?

А.Б.: Основные проблемы при обсуждении Закона об амнистии во втором чтении – это перечень статей, на которые действие данной амнистии не будет распространяться. Я как автор Закона задумывал амнистию в первую очередь в отношении женщин и несовершеннолетних – самой уязвимой части тюремного населения. Кроме того, задумывалось амнистировать людей, которые отбывают срок по так называемым имущественным статьям УК. Это 158 статья – кража, 159 – мошенничество и еще ряд статей, которые обычно не подпадают под действие амнистии, потому что считается, что огромное количество преступников, осужденных по данным статьям, представляет для общества серьезную опасность. Так как мы амнистию распространяем только на женщин и несовершеннолетних, количественный состав лиц, которые подлежат амнистии, – небольшой, всего-навсего 25 тысяч человек. И я, как автор Закона, настаиваю на том, чтобы распространить действие амнистии на все эти имущественные статьи. Против выступает правительство, против выступает ряд депутатов. Основные споры при принятии амнистии во втором чтении как раз и будут вестись вокруг двух данных статей.

Есть еще один острый момент, который касается преступлений, связанных со сбытом наркотиков – 228 статья УК. В проекте, который принят в Думе в первом чтении, предполагается амнистировать осужденных по 228 статье несовершеннолетних. На женщин амнистия не распространяется, поскольку мы знаем, что они наиболее профессиональные распространители. Женщин используют и как курьеров, и как продавцов наркотиков. Что касается несовершеннолетних, это понятно – если подростка поймали с одной, двумя, тремя дозами наркотиков, он подпадает под действие данной статьи. Однако его заставляют участвовать в данном преступном мероприятии, это вина больше взрослых, чем несовершеннолетних. Поэтому в отношении несовершеннолетних я будут настаивать, чтобы Дума проявила акт гуманизма и амнистировала их.

"Y": Кто возражает, с кем приходится спорить?

А.Б.: Поправки к Закону поступили из двух источников. Это заключение правительства, подготовленное к первому чтению, – перечень статей, на которые правительство считает необходимым не распространять амнистию. И есть поправки от Комитета по делам женщин, семьи и молодежи, которые также настаивают на том, чтобы за счет увеличения списка статей, не подпадающих под амнистию, сократить количество амнистируемых.

"Y": Вас это удивило?

А.Б.: Комитет, который должен защищать права женщин, несовершеннолетних, как раз выступает с более жесткой позицией, которая сродни позиции карательных ведомств. Это прискорбный парадокс, который можно объяснить лишь прокурорским прошлым руководителя Комитета г-жи Горячевой или неприятием того, что инициатива пошла от правых, а не от них.

"Y": А поправки в сторону смягчения есть?

А.Б.: Да, поправка, инициатором которой выступил полномочный представитель по правам человека Олег Миронов. Поскольку у него нет права законодательной инициативы, то как автор Закона я взял внесение этой поправки на себя. Суть ее вот в чем – помимо освобождения из мест заключения, предполагается еще и сокращать некоторым категориям заключенных сроки нахождения под стражей. В зависимости от срока, на который люди осуждены, сократить оставшийся срок наказания. А также освободить всех осужденных, которым осталось отбывать срок наказания не более года, вне зависимости от перечня статей, на которые не распространяется амнистия. Кроме того, мы предлагаем, чтобы на тех лиц, на которых не распространяется применение амнистии, сократить срок нахождения под стражей ровно на один год. Мы посчитали несправедливым, что если человеку больше года сидеть еще и т.п., то на него амнистия не распространяется – нужно дать даже убийце какую-то надежду. Тем более что это касается женщин, а мы знаем, что более половины всех женщин, которые осуждены за убийство, это женщины, которые совершили убийство своих мужей после многолетних избиений со стороны последних, после того, как они насиловали своих детей, и т.д., убийства, совершенные в состоянии аффекта, который впоследствии не удалось доказать в суде. Поэтому мы считаем, что исходя из направленности амнистии можно сократить срок всем данным категориям вне зависимости от тяжести совершенного преступления.

"Y": Каковы перспективы принятия Закона об амнистии?

А.Б.: Амнистия имеет хорошие перспективы быть принятой, вопрос, в каком виде. Я думаю, что если бы мы учли все пожелания правительства, согласились бы со 158, 159 статьей, с наркотиками, то, безусловно, набрали сразу те 360 голосов, которые были набраны в первом чтении. Так как спор продолжается, все будет зависеть от расклада в зале, от того, насколько нам удастся убедить депутатов оставить те или иные положения. Но в любом случае, даже с учетом замечаний, я думаю, что перспективы хорошие. Причем если амнистия будет готова ко второму чтению и в нее не будет внесено много изменений, мы будем рекомендовать принять ее сразу во втором и в третьем чтениях.

"Y": А у Вас нет опасения, что амнистия ухудшит ситуацию в обществе?

А.Б.: Амнистия, безусловно, важный акт гуманизма, который Государственная дума проявляет по отношению к своим гражданам, по тем или иным причинам преступившим закон. Но чрезмерно этим механизмом злоупотреблять также опасно. Нельзя регулярно одной государственной рукой казнить, другой – миловать. Проблема заключается в необходимости скорейшего пересмотра карательной политики государства в целом. Практика, при которой через тюремную систему в год проходит до 3% работоспособного населения страны, порочна, более того – преступна. Такая извращенная карательная политика государства привела к тому, что Россия стала одним из лидеров среди стран по количеству заключенных на душу населения. Отрадно, что президент дал поручение силовым ведомствам произвести ревизию санкций, заложенных в уголовный кодекс, на предмет их соответствия тяжести совершенных преступлений и нанесенному ущербу. Надеюсь, что Дума тоже подключится к этой работе, и мы сможем переломить эту ситуацию.


Справка:
В настоящее время в местах лишения свободы содержится 738.500 человек (доп. 209.500 в СИЗО и тюрьмах). В том числе женщин – 45.900, несовершеннолетних – 18.900.
Новый Закон "Об амнистии" предполагает освободить от наказания: несовершеннолетних, совершивших преступления в возрасте до 16 лет, осужденных на срок до 6-ти лет (по данным, предоставленным ГУИНом, таких осужденных – 2.700); несовершеннолетних, совершивших преступления в возрасте от 16 до 18 лет, ранее не содержавшихся в воспитательных колониях и осужденных на срок до 6-ти лет (8.900 человек); женщин, имеющих несовершеннолетних детей и беременных, ранее не содержавшихся в исправительных учреждениях, осужденных на срок до 6-ти лет (820 человек); ранее не содержавшихся в исправительных учреждениях женщин старше 50 лет, инвалидов, жен инвалидов, вдов и матерей-одиночек, мужья и сыновья которых погибли при защите Отечества, больных туберкулезом (1680 человек); женщин, не относящихся к названным категориям: осужденных на срок до 5-ти лет, отбывших 1/3 срока (1100 человек); осужденных на срок от 5-ти до 10-ти лет и уже отбывших 1/2 срока (850 человек); женщин и несовершеннолетних, не относящихся к названным категориям, неотбытая часть наказания которых составляет менее 1 года (женщины – 4370 человек), а также сократить наполовину неотбытую часть наказания несовершеннолетним и женщинам (1250 человек), не подпадающим под указанные выше категории.
Под действие амнистии не подпадают лица, осужденные за: убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), похищение человека (ст.126), изнасилование (ч.2,3 ст. 131), торговлю несовершеннолетними (ст. 152), терроризм (ст. 205) и бандитизм (ст. 209). Первоначально этот законопроект предполагалось рассмотреть в минувшую среду. Однако по причине нехватки времени Госдума не успела проголосовать по данному документу. Впрочем, как считает председатель Комитета Госдумы РФ по законодательству Павел Крашенинников, окончательное принятие этого законопроекта – вопрос времени, так как закон об амнистии является прерогативой Государственной думы и не требует утверждения в Совете Федерации.

Выбор читателей