От Банка Москвы могут потребовать денег

В антимонопольном ведомстве не исключают того, что от Банка Москвы, если он не изменит своего поведения, могут потребовать перечисления в федеральный бюджет незаконно полученных доходов

"Yтро" уже писало о том, что антимонопольные органы, совместно с президентскими структурами, начали проверку взаимоотношений местных властей с дружественными им финансовыми организациями. В частности, вопросы возникли относительно проведения конкурсов по отбору финансовых организаций московским правительством.

В ноябре, в соответствии с планом работы Центральной окружной инспекции Главного контрольного управления президента, началась проверка соблюдения московским правительством требований антимонопольного законодательства на товарных и финансовых рынках.

В частности, МАП направило запросы в Банк Москвы относительно оснований открытия и обслуживания в банке более 20 бюджетных счетов столицы и исполнительных органов города. Закон требует конкурсного размещения подобных счетов, между тем данных о проведении такого конкурса не было.

Несколько позже появилась информация о том, что вице-президент Банка Москвы, входящий в состав Экспертного совета по защите конкуренции на рынке банковских услуг и содействию банковской реформе при МАП, выведен из состава данного органа. Было объявлено, что это связано с попытками руководства банка оказать давление на сотрудников антимонопольного ведомства "при осуществлении ими своих законных полномочий".

Думаю, не ошибемся, если предположим, что речь шла о проверке законности содержания практически всех бюджетных денег столицы в Банке Москвы. На правомерность такой догадки указывает и то, что давление шло от имени неназванных "структурных подразделений московского правительства". Кроме того, МАП заявило, что располагает информацией об информированности руководителей этих самых подразделений о подобных действиях. Что, в переводе с дипломатического на русский, означает: представители банка действовали не от своего имени, а от имени московских властей с их на то одобрения.

О наличии серьезных причин для столь жесткого противостояния свидетельствуют предварительные итоги начавшихся проверок. 29 ноября МАП заявило, что, по итогам дополнительной проверки нормативной базы правительства и мэрии Москвы, нашло дополнительные доказательства незаконности передачи столичных бюджетных счетов в Банк Москвы. Противоречащими антимонопольному законодательству признаны более десятка актов московских властей. Все они касаются передачи прав на обслуживание бюджетных счетов Банков Москвы без проведения властями конкурса, как того требует законодательство.

В результате проверки МАП предписало московскому правительству и мэрии ряд актов отменить, а остальные – привести в соответствие с антимонопольным законодательством. При этом из антимонопольного ведомства пришло сообщение о том, что все материалы проверки направлены также в Генпрокуратуру, аппарат представителя президента в Центральном федеральном округе, Счетную палату Москвы, Московскую городскую думу, а также в Ассоциацию российских банков. Учитывая, что в Московской думе накануне выборов стараются дистанцироваться от столичной исполнительной власти, Ассоциация российских банков в преддверии банковской реформы старается не ссориться с властями, а Счетная палата и Генпрокуратура "мочат" совместными усилиями власть предержащих, что называется, "невзирая на...", можно ожидать продолжения "марлезонского балета" уже со стороны иных структур, нежели антимонопольные органы.

Впрочем, и в самом МАП настроены решительно. "Если московские власти не откажутся от практики принятия решений, противоречащих законодательству о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, МАП России будет принимать более жесткие меры, нежели предпринимаются сейчас" – такое заявление из антимонопольного ведомства прозвучало в сообщениях информагентств. В частности, в МАП не исключают, что, "в целях ликвидации негативных последствий от нарушения антимонопольного законодательства московскими властями", от Банка Москвы, если он не изменит своего поведения, могут потребовать перечисления в федеральный бюджет незаконно полученных доходов. Незаконными в таком случае могут быть признаны доходы от обслуживания счетов. А бюджет столицы равен бюджету нескольких не самых бедных регионов России. Соответственно, даже по самым скромным прикидкам, речь может идти о таких суммах, потеря которых не может быть безболезненной даже для самого устойчивого банка.

Не так давно проблемы с "эксклюзивным" обслуживанием московских властей "Московской страховой компанией" привели к изменению практики безальтернативной передачи "МСК" выгодных городских контрактов. Хотя и тогда сопротивление было достаточно долгим и ожесточенным.

Создается впечатление, что руками соответствующих ведомств российская власть отсекает местных чиновников от финансовых источников, которые Центр не в состоянии проконтролировать. Если так, то исход борьбы предрешен. Судя по силам, которые включены в проверку, она не похожа на собственную инициативу антимонопольного ведомства соблюсти букву закона – а МАП, соответственно, не похоже на Дон Кихота.

Окончательные итоги проверки должны появиться к концу года, а на первый квартал 2002 года намечено заседание коллегии антимонопольных органов, где планируется рассмотреть вопросы контроля соблюдения антимонопольного законодательства при проведении конкурсов по отбору финансовых организаций. Учитывая, что рассмотрение будет проходить с участием правоохранительных и контрольно-финансовых органов, последствия коллегии могут быть весьма значительными для многих местных властей и дружественных им финансовых институтов.

Выбор читателей