Террор и спекуляции

В разгар падения страховых компаний, после терактов в США, мало кто мог вразумительно представить доводы в пользу того, что страховой бизнес пострадал реально и на долгие времена

Последствия терактов в США 11 сентября будут чувствоваться еще очень долго. Сразу после трагедии на американских фондовых рынках обозначились две наиболее пострадавшие отрасли: авиаперевозчики и страховые компании. Новость о довольно крупных размерах страховых выплат обвалила акции всех компаний страхового сектора. Спекулятивная волна оказалась настолько сильной, что вниз поползла стоимость компаний, которые не только не вошли в число выплачивающих страховые пособия, но и вовсе занимались другими направлениями этого бизнеса. Например, конгломерат General Electric сильно пострадал из-за наличия в его структуре страхового подразделения, та же история приключилась и с автомобильным гигантом General Motors. Поразительная ситуация сложилась с компанией Loews Corporation: в короткий срок курс ее акций снизился на 16% только из-за того, что она формально принадлежит к индустрии страхования личного имущества. На самом деле, Loews Corporation занимается страховым бизнесом, мягко говоря, частично. В состав холдинга, например, входит табачная компания, гостиничный бизнес и сбытовая сеть по продаже часов. Кроме того, Loews – держатель контрольного пакета акций одной из известнейших компаний-бурильщиков нефтегазовых месторождений – Diamond Offshore Drilling.

В разгар падения курса акций страховых компаний мало кто мог представить вразумительные доводы того, что страховой бизнес пострадал реально и на долгие времена. Более того, когда туман стал рассеиваться, у большинства доверчивых инвесторов начало складываться ощущение, что акции были проданы бездарно. Паника – хороший инструмент для санирования впечатлительных игроков... Со временем настроение рынка поменялось в диаметрально противоположном направлении. Началась интенсивная скупка акций пострадавших организаций.

Компании страхового бизнеса, конечно, относятся не к самым прибыльным, но их стабильности могут позавидовать представители многих и многих индустрий. Медленно, но верно сформировалась элита этого бизнеса. За прошедший год практически все представители крупного страхового бизнеса зафиксировали максимальные либо близкие к рекордным показатели по общим доходам и прибыли. Например, крупнейшая по величине капитализации страховая компания мира – американская AIG в 2000 году получила доходов на сумму более $42 млрд., а прибыль – $5,6 млрд., установив при этом два корпоративных рекорда. В этом году состояние компаний несколько ухудшилось, но все же не так значительно, как у представителей большинства других индустрий.

Наименьший риск инвестиций носит приобретение акций крупных компаний, хорошо известных на рынке. В страховом бизнесе это прежде всего AIG и немецкая компания Allianz AG. Но с точки зрения доходности они не всегда привлекательны, поскольку слишком много инвесторов знают о том, как они хороши. Большие деньги на акциях таких компаний делаются, как правило, только во время серьезных невзгод на рынке. Именно так и произошло вследствие известных событий в США. Покупка акций AIG в двадцатых числах сентября могла принести желающим более 25% за 2,5 недели. На акциях менее известных и крупных компаний можно было бы заработать еще больше.

Специфика спекулятивной волны, охватившей компании страхового бизнеса, заключается в том, что эмоциональные перекосы происходили как в случае падения, так и в случае подъема. После целой череды колебаний вверх и вниз страховые компании только выиграли – их акции оказались на более высоком уровне, чем до терактов. И это несмотря на то, что третий квартал стал одним из самых неудачных для большинства компаний страхового сектора.

Парадокс в том, что наиболее сильные колебания в координатах переоценка/недооценка оказались характерны для наиболее ликвидных и популярных на фондовом рынке бумаг. Выпускающие их компании, как правило, занимаются всеми аспектами страхового бизнеса либо ориентируются как на страховую, так и на финансовую деятельность. По сути, это диверсифицированные компании. Они имеют большую привлекательность на спекулятивном рынке, поскольку обладают низкой рискованностью.

Привлекательность акций компаний второго звена в такие моменты обычно более низкая. Это касается специализированных компаний, которые занимаются либо страхованием от несчастных случаев, либо страхованием личного и корпоративного имущества. Например, котировки бумаг компании AFLAC, работающей в сфере страхования от несчастных случаев, пока не могут достигнуть уровня 10 сентября.

Как бы то ни было, колебание курса акций практически любой страховой компании в сентябре – это два экстремума за относительно небольшой промежуток времени. Первый – показывает падение, начавшееся вслед за терактами, второй – последовавший затем подъем. Сегодня колебания явно пошли на убыль, объем торгов тает изо дня в день – интерес спекулянтов к рынку пропал. Таковы законы фондового рынка. Эта модель действует практически всегда, когда рынком правит не здравый расчет, а новость, эмоции и в конечном итоге – спекуляция. Только вот страховые компании были вынуждены прочувствовать на себе эту закономерность более отчетливо. Кто следующий?


С другими аналитическими материалами, посвященными вопросам мировой экономики, вы можете ознакомиться на сайте Globalstock.ru.

Выбор читателей