Некоторые банки грязи не боятся

Антимонопольные органы заявляют об угрозах со стороны руководителей Банка Москвы и сравнивают банк с МММ. Конфликт между МАП России и банком вышел на уровень военных действий

"Последний раз подобного рода ситуация с угрозами в адрес сотрудников федерального антимонопольного органа возникла во взаимоотношениях между печально известной компанией МММ, пирамидальная структура организации бизнеса которой была впервые вскрыта именно антимонопольными органами". Эти строчки из официального заявления Министерства по антимонопольной политике адресованы организации "Московский муниципальный банк - Банк Москвы", где находятся бюджетные счета столицы. Скандальное сравнение с мавродиевским детищем показывает, что конфликт между антимонопольным ведомством и банком вышел на уровень военных действий.

Напомним в нескольких словах ход событий. В сентябре МАП России приняло решение о том, что акты правительства и мэра Москвы, определяющие Банк Москвы для обслуживания большинства бюджетных счетов города на бесконкурсной основе, не соответствуют антимонопольному законодательству. А буквально на днях, 29 ноября, антимонопольное ведомство приняло решение об отмене всех выпущенных по этому вопросу актов московского правительства. МАП считает, что передача такого права единственному банку – Банку Москвы – без проведения конкурса есть ущемление конкуренции, так как, получая доступ к бюджетным ресурсам, банк приобретает безосновательные конкурентные преимущества

Несколько ранее вице-президент банка Владимир Евстигнеев был выведен из состава экспертного совета при МАП за, как указывалось в заявлении антимонопольного органа, попытки руководства банка оказать давление на сотрудников антимонопольного ведомства "при осуществлении ими своих законных полномочий". Третьего декабря СМИ сообщили о том, что МАП возбудило дело об административном правонарушении против президента Банка Москвы Андрея Бородина, который обвиняется в неисполнении ряда требований МАП. О сути требований не сообщается, однако МАП наделено правом возбуждать административные дела по двум причинам: за неисполнение предписания МАП РФ и за непредоставление сведений, запрошенных этим ведомством для осуществления его законной деятельности. Решение по этому делу должно быть вынесено 18 декабря заместителем министра по антимонопольной политике Андреем Кашеваровым, при этом президенту Банка Москвы грозит штраф или предупреждение.

В тот же день антимонопольное ведомство распространяет пресс-релиз, в котором содержатся детальные описания методов давления на его сотрудников и комментарии министерства по этому поводу, отличающиеся необычайной жесткостью.

Итак, по официальной версии МАП, еще осенью, после принятия антимонопольными органами решения о незаконности бесконкурсного отбора Банка Москвы для обслуживания бюджетных счетов московского правительства и мэрии, а также московских предприятий, в адрес сотрудников МАП России из Банка Москвы стали поступать предложения "подумать о родных и близких". Вывод Владимира Евстигнеева из состава Экспертного совета по защите конкуренции на рынке финансовых услуг МАП объявляет ответной реакцией на эти "предложения".

Уже на следующий день после сообщений 29 ноября о найденных МАП доказательствах незаконности обслуживания Банком Москвы столичных бюджетных счетов, сообщается в пресс-релизе МАП, "вопросы о состоянии здоровья и намеки на недолгую чиновничью карьеру прозвучали в адрес ряда руководителей МАП России в телефонных разговорах с ними президента Банка Москвы Андрея Бородина и первого вице-премьера Банка Москвы Александра Судакова". Расценив эти угрозы как прямое следствие действий МАП и сравнив их с прошлыми угрозами МММ, министерство обвинило Бородина и Судакова в нарушении профессиональной этики и сообщило, что поставит в известность не только правоохранительные органы, но и членов банковского бизнес-сообщества, партнеров банка – в том числе и зарубежных.

На момент написания статьи информации о реакции Банка Москвы на заявление МАП не поступало. Однако в пятницу, когда, по сообщению МАП, Бородин и Судаков угрожали руководителям ведомства, президент банка заявил на вечерней пресс-конференции, что ни Банк Москвы, ни он лично не получал постановлений о возбуждении административного дела и не нарушал Кодекс об административных правонарушениях. Бородин сообщил также, что никакими правоохранительными органами никаких следственных и иных действий не предпринималось, и опроверг появившиеся в печати сообщения об обысках и изъятии документов в банке.

В тот же день прокомментировал ситуацию вокруг Банка Москвы и находившийся в тот момент в Париже Юрий Лужков. Информацию об обысках мэр назвал "простой разводкой", а претензии антимонопольного министерства к банку – "необоснованными и несправедливыми", посоветовав МАП "заняться настоящими монополистами и олигархами". Лужков сказал, что обсуждал эту проблему по телефону с президентом Банка Москвы Андреем Бородиным, и назвал банк "спокойным, нормальным, консервативным".

Для справки:
В Уставе Банка Москвы записано: "В своей деятельности банк руководствуется приоритетом развития г. Москвы и региона. С этой целью поддерживает расширение кредитно-финансовой инфраструктуры г. Москвы, а также муниципальные программы". Основными клиентами Банка Москвы являются Департаменты и Управления Правительства Москвы (в т.ч. финансов, экономической политики и развития, продовольственных ресурсов, промышленности, городского заказа, муниципального жилья), Комитет муниципальных займов и развития фондового рынка, финансово-хозяйственное управление мэрии, Территориальный дорожный фонд г. Москвы, отделения пенсионного фонда РФ, Московский городской фонд обязательного медицинского страхования, отделения социального страхования РФ, налоговые инспекции города Москвы и финансовые управления административных округов.

Пикантность ситуации придает то, что в понедельник, 3 декабря, Банк Москвы в соответствии с действующим решением Совета директоров о проведении восьмой эмиссии акций банка на сумму 5 млрд. руб., передал в МАП пакет документов для получения разрешения на увеличение уставного капитала с 3 до 8 млрд. руб. Возможно, точка в истории еще не поставлена...

Выбор читателей