Бюджет принят – всем спасибо

Бюджет принят. Теперь надо думать, как его исполнять, если экономическая конъюнктура будет и дальше ухудшаться. Хорошо, если урезать придется только так называемые дополнительные доходы и всякие там прочие резервы

Недавно в одной из телепередач председатель бюджетного комитета Государственной думы Александр Жуков на "голубом глазу" уверял недоверчивых журналистов, что падение цен на нефть никак не отразится на бюджете России. Ему, конечно, не поверили, но все же отпустили с миром. Действительно, какая разница – повлияют цены или не повлияют? Главное, бюджет будет принят, деньги поделены, а остальное – лирика.

В этом вряд ли кто сомневался, однако к финалу готовились. Накануне решительного "одобрямс" в Думу пожаловал сам вице-премьер Алексей Кудрин. Встречей с лидерами думских фракций "Единство", "Яблоко", КПРФ и Агропромышленной группы он остался доволен – не подведут. Не в смысле, что все – "за", а в смысле, что бюджет будет принят, несмотря ни на что. И главная заслуга в этом принадлежит, конечно, "Единству". Но ему, как говорится, сам Бог велел, а вот то, что "Яблоко" двумя руками поддержало правительство, это уже симптом. Впрочем, симптом исключительно для самого "Яблока", которое оказалось не в состоянии встать в привычную "третью позицию", видимо, окончательно растеряв былую оппозиционность. "Впервые бюджет был сделан с запасом и очень надежно. Даже снижение цен на нефть не повлекло серьезных последствий", – вяло прокомментировал решение своей фракции Сергей Иваненко.

А вот с левыми случилась накладка. По версии Кудрина, разговор получился не о бюджете, а о проблемах отраслей и просьбах отдельных депутатов. Раньше, когда принимались провальные бюджеты, сетовал вице-премьер, левые голосовали "за", а теперь, когда бюджет работает на экономический рост, поддерживать не хотят. По версии же Зюганова и Харитонова, левые, в отличие от правительства, были предельно конкретны и потому нелицеприятны. Им не понравилось не столько то, что бюджет будут резать почти на 69 млрд. рублей, сколько то, что отдуваться за это придется опять в основном "деревне", дорожному фонду и регионам.

Или еще забавный пример по школьному строительству, который левые "вставили" уже Касьянову, когда тот вещал с трибуны в финале бюджетного спектакля. По словам Зюганова, из 26 школ, на постройку которых выделяются деньги из бюджета, восемь планируется построить в Саратовской области, откуда родом Аяцков, Слиска и Володин. Комментарии, как говорится, излишни. Но премьер и тут "нашелся", в том смысле, что у нас, мол, демократия и кто больше поддерживает правительство, тот больше и получает.

И напрасно Николай Харитонов кричал, что за счет распределения бюджетных средств на государственном уровне совершается подкуп депутатов, что депутаты от "Единства" подкуплены все до единого. И зря Зюганов стал приставать к премьеру с вопросом, куда делись еще $640 млрд., если в 1991 году российский бюджет составлял $700 млрд., а в 2002 году – только $60 млрд. И уж совсем ни к чему Жириновский предложил увеличить доходы казны до $100 млрд. путем вступления в НАТО. Михаил Касьянов оставался невозмутим, а оскорбителя Харитонова попросту лишили слова до конца обсуждения.

Зато премьер сделал вполне обстоятельный доклад о финансово-экономической политике правительства на 2001-2002 годы. Собственно, нового он ничего не сказал: правительство ожидает рост ВВП в 2001 году на 5,5%, опережающими темпами растут обрабатывающие отрасли – пищевая, химическая, машиностроительная. Реальные доходы населения увеличатся на 6,5%, а оборот розничной торговли – на 10%. Бюджет нынешнего года перевыполнен – профицит составит 1,6% ВВП, или более 300 млрд. руб. дополнительных доходов. Все вроде бы хорошо, но проблемы сохраняются, и главная из них – отнюдь не падающие цены на нефть, а плохая структурная политика. Прямо так уж резко Касьянов, конечно, не сказал, но много говорил и о необходимости инвестиций, и о модернизации экономики, и о заниженных энерготарифах, которые не долго будут оставаться таковыми, и о грядущих сложностях, особенно для регионов, которым придется как-то самим выкручиваться с повышением зарплаты для своих бюджетников.

Конечно, цитируемый выше Александр Жуков погорячился: нефть была, есть и пока, к сожалению, будет главным источником благосостояния государства. А коли так, то с "бюджетом экономического роста" в этот раз не сложилось. И хорошо, если урезать придется только так называемые дополнительные доходы и всякие там прочие резервы, а финансирование ряда расходов бюджета на сумму порядка 69 млрд. руб. будет перенесено на более поздние сроки, как постановили депутаты, а не урезано вовсе.

И все же, несмотря на полное слияние интересов правительства и думского большинства, депутатам удалось сделать кое-что и для своих избирателей. Например, сохранить в неприкосновенности расходные статьи, особенно финансирование военной реформы и "социалки". Или принять поправку, ограничивающую бесконтрольное увеличение правительством тарифов на тепло и электроэнергию, в соответствии с которой кабинет обязан до 15 января 2002 года утвердить лимит увеличения тарифов на весь год и не превышать его без увеличения расходной части бюджета. Или вот еще – теперь, по настоянию депутатов, размер компенсации обесцененных в 1991 году вкладов граждан в Сбербанке и Госстрахе будет увеличен и получить их смогут все, кто родился до 1940 года включительно.

Бюджет принят. Теперь надо думать, как его исполнять, если экономическая конъюнктура будет и дальше ухудшаться. Сможет ли правительство сформировать в 2002 году бюджетный резерв из дополнительных доходов? В принципе, такая возможность у него есть, но только при двух условиях: если правительство не будет заранее делить шкуру неубитого медведя, как оно сделало в этот раз (то есть если гипотетические доходы не будут заранее указываться и делиться в доходной части бюджета), и если правительство наконец всерьез займется структурной политикой.

Выбор читателей