Образование по-американски

Американская школа, на мой взгляд, стремится подготовить ребенка к определенным стереотипам. Пресловутый "выбор наиболее правильного ответа из нескольких предложенных" будет преследовать и в колледже, и в университете

Американское (и вообще западное) образование, по поводу которого в России идут жаркие споры (одни с пеной у рта доказывают, что у них учат лучше, другие утверждают, что американская система образования никуда не годится), на самом деле не плохое и не хорошее, просто оно другое. Это проявляется во всем, начиная с дошкольного воспитания (pre-school в США) и школы и заканчивая университетами. Спешу сообщить, я – не противница, но и не защитница. Системы разные. Сама училась в американском университете и знаю – сравнивать нельзя. Что же касается школы, то каждый волен сделать выводы сам. Я лишь поделюсь своими впечатлениями. Итак, американская начальная школа Нью-Йорка.

"Вот и лето прошло", как пелось в песне, а вместе с ушедшим летом наступили школьные будни. И моя подруга, мама 7-летнего сына, тотчас же исчезла из поля зрения: она вместе с ребенком начала проходить программу второго класса. Процесс этот занимал у них практически весь вечер, а посему времени на общение ни со мной, ни с другими подругами у нее не оставалось. Но однажды Нина проявилась сама и попросила посидеть вечером с ребенком и сделать с ним уроки: ей очень хотелось попасть на концерт, а муж в тот день работал допоздна. Никаких планов на вечер у меня не было, и я согласилась.

Все дети, как известно, разные: одни делают уроки сами с первого класса, и родители лишь проверяют их тетрадки. Другие, как моя племянница, не могут сосредоточиться и часами мечтают о чем-то своем, глядя в окошко и придумывая причины, дабы оттянуть неприятную процедуру. С третьими родители вынуждены сидеть от начала и до конца – только тогда будет что-либо сделано. Наш случай был именно таким. Мы с Давидом (так зовут 7-летнее чадо) сели за уроки в 6:30 вечера и встали лишь в 9 часов. За это время у меня сформировались некоторые представления о программе 2-го класса среднестатистической американской школы.

Наше домашнее задание состояло из нескольких частей. Поскольку дело было накануне Хеллоуина, то вертелось вокруг этого праздника. Первое задание заключалось в том, что из списка специально подобранных слов требовалось составить и написать рассказ из 6-8 предложений о Хеллоуине. Надо отдать должное Давиду – с составлением, написанием (мною, под его диктовку) и последующим переписыванием этого рассказа в тетрадку им самим мы справились довольно быстро. При этом мне, правда, периодически приходилось возвращать ребенка "к нашим баранам", поскольку мысли его перескакивали с описания Хеллоуина на посторонние темы. Тем не менее, дело было доведено до конца: рассказ аккуратно переписан в тетрадь. Кстати, карандашом, а не ручкой, что, на мой взгляд, является очень разумным решением – ошибку можно стереть. Вспомните начальные классы российской средней школы – чернильные пятна, зачеркивания и размазывания, замечания училки по этому поводу и т.п.

Затем была работа с теми же словами, что использовались при составлении рассказа. Коротенькая история на два абзаца в книжке Spelling & Grammer была составлена из этих самых "хеллоуинских" слов, написанных с ошибками. Нужно было найти все ошибки и выписать указанные слова, но уже правильно. Кроме того, надо было закончить историю, напечатанную в книжке ("допишите два предложения о том, что же случилось с героями этой истории"), снова используя всю ту же лексику. На этом вполне разумные задания на запоминание слов и словосочетаний закончились. Следующим номером нашей программы был так называемый "пазл" (кроссворд, головоломка), вгоняющий в холодный пот не только самих детей, но и их родителей. На плотном квадрате с буквами нужно было выбрать пресловутые "хеллоуинские" слова, поставленные вертикально вверх, наискосок, вниз, горизонтально и т.д. Признаюсь, мне потребовалось сосредоточиться не меньше, чем ребенку, который к тому времени уже устал. Гордое "Не помогай мне – я сам" вскоре сменилось на "Оh, it is so hard!" (как тяжело!) и "Я совсем не вижу, где оно (слово то есть)". Я помогала, направляя подсказками типа: "Слово написано вертикально вниз". Наконец и это задание было успешно завершено. На часах было уже 8:30.

Задание из книжки "Main Idea", напоминающее русский вариант "прочитайте и перескажите своими словами", было сделано за несколько минут, точно так же, как и математика, с которой Давид расправился в считанные, как мне показалось, секунды. Последнее задание (а тому, что оно последнее, были рады мы оба) заключалось в том, чтобы, глядя на нарисованных разнокалиберных динозавров, определить, кто из них травоядный (plant-eater), а кто – мясоед (meat-eater). Ребенок уже просто приплясывал на месте, динозавры не интересовали его вообще, время неумолимо приближалось к девяти, а в программе вечера еще оставались непрочитанный "Том Сойер" (мама каждый вечер читает ему по-русски), несъеденный ужин и игра с собакой. В общем, около половины одиннадцатого, несмотря на протесты, ребенок был уложен в кровать. А я, злой бейбиситер, осталась размышлять и сравнивать...

Как же нас учили лет эдак двадцать назад, когда я ходила во второй класс обыкновенной средней школы г. Москвы? Школа была не "спец" и без всякого "уклона", но, тем не менее, далеко не самой плохой. Покопавшись в памяти, я подумала, что все же учиться мне было легче. Помнится, мы больше читали и пересказывали, учили наизусть стихи (что-то я помню по сей день), и вообще школа в начальных классах предоставляла большее поле для творчества (заметьте, это была советская школа).

Американская же школа, на мой взгляд, стремится подготовить ребенка к определенным стереотипам. Пресловутый выбор правильного ответа из трех-четырех предложенных будет преследовать и в колледже, и в университете. Стоит ли так "забивать" им школьную программу? На мой взгляд, лучше спросить ребенка, о чем же он прочитал, а не давать ему набора ответов, из которых довольно легко выбрать тот самый единственно верный, и этим развивать способность к свободомыслию, творчеству и вниканию в суть. Так нас учили в России, и дети умели найти основную идею и пересказать текст своими словами. Конечно, ребенок при этом не получал навыка, скажем, отличать правильный ответ от близкого по теме, но менее правильного. Зато у детей развивалась память и умение рассказывать. Кроме того, мы вечно что-то повторяли, часто возвращались к прошлым домашним заданиям и пройденному на уроках. По словам Нины, в американской школе такого нет – изучили и... забыли (рифма напрашивается сама).

Что еще? Объемы. Когда я рассказывала про все пройденное в тот вечер своему знакомому, он поинтересовался: "Это было на неделю задано?". "Нет, – сказала я, – всего лишь на один вечер". Я понимаю, что некоторые дети могут и два примера по математике решать весь вечер, но речь не о крайних случаях, а о среднестатистическом ученике в обыкновенной школе. Стоит ли нагружать маленьких детей таким объемным заданием? Может быть, как-то постепенно, в течение года, увеличивать нагрузку? У меня пока нет ответа.

– Все ли дети успевают сделать домашнее задание полностью? – спросила я у мамы Давида.

– В общем, да, вопрос лишь, какой ценой это дается. И сколько времени занимаются со своими детьми родители. Не все дети делают абсолютно все. Причина та же – усталость.


Итак, кто же делает уроки? Кто получает знания? И где все-таки лучше учиться: за границей или в России? Конечно, в России многое изменилось, в том числе и система образования. Скорее всего, она в конце концов будет построена по западному образцу. Но имеет ли смысл столь часто оглядываться на Запад, и все ли так красиво в принятой там системе образования? Посылая ребенка на учебу за границу, узнайте о школе как можно больше, вплоть до того, как ведется преподавание. Разумеется, начальная школа отличается от старших классов. Но речь идет о системе вообще.

Выбор читателей