Мир пресытился сотовой связью

Чем дальше живет человечество, тем менее оно желает становиться еще мобильней. Порог пресыщения сотовыми телефонами в мире уже близок. Перспективны сейчас только рынки развивающихся государств

Крупнейшие мировые производители сотовых телефонов и оборудования для мобильной связи находятся сегодня не в лучшем финансовом положении. Рынок их продукции медленно, но верно затоваривается, рентабельность падает, а фондовый рынок все меньше и меньше им доверяет. Рушатся мечты о стремительном и бесконечном взлете. Чем дальше живет человечество, тем менее оно желает становиться еще мобильней. Порог пресыщения сотовыми телефонами в мире уже близок. Перспективны сейчас только рынки развивающихся латиноамериканских, африканских и постсоветских государств. Что это – конец сказки или временное явление вследствие падения темпов развития мировой экономики? Пока более вероятным кажется первое.

Падение продаж сотовых компаний совпало с переломом в развитии американской и европейской экономик. Рынок акций крупнейших производителей телефонов и другого оборудования для сотовой связи рухнул, но так ли в этом виновато падение американского фондового рынка в целом и индекса NASDAQ в частности? С 2000 года рыночная стоимость целого ряда компаний снизилась в несколько раз. Например, падение котировок АДР знаменитой шведской компании LM Ericsson Telephone Co оказалось пятикратным. Котировки бумаг французской Alcatel упали в 4 раза, подобное падение испытали и акции американской Motorola Inc. Чуть лучше ситуация оказалась в финской компании Nokia – крупнейшей в мире сотовой компании. Для нее падение оказалось "лишь" трехкратным. Этот обвал произошел не только и не столько из-за проблем фондового рынка, решающим фактором оказалось финансовое состояние компаний.

Падение прибыльности сотового бизнеса начало происходить уже во второй половине прошлого года, а в текущем году большинство компаний получили убытки по итогам трех кварталов. Однако до сих пор рыночная капитализация сотовых компаний заметно превышает объем продаж. Та же Nokia продает в год своей продукции на $30 млрд., тогда как стоит на рынке более $100 млрд. Это, конечно, не $300 млрд. (столько компания стоила в середине 2000 года), но все равно не так уж и мало. В сознании инвесторов пока не может утвердиться мысль о том, что эпоха царствия сотовых компаний на фондовом рынке подходит к концу.

Причины столь драматичной ситуации не в том, что компании ведут свой бизнес из рук вон плохо или что сотовые телефоны перестают быть важным средством связи. Этот процесс протекает в рамках общеисторических тенденций развития мировой экономики.

Сегодняшние времена от времен вчерашних отличает не только технологическое насыщение всех сфер жизни. Куда важнее то, что изменения стали происходить быстрее. Экономисты со стажем связывают этот процесс с уменьшением длины волны технологической новации. Для прохождения этапа от изобретения до промышленного воплощения и насыщения рынка тратится все меньше и меньше времени. Внедрение колеса в экономическую жизнь человечества потребовало тысячелетия, автомобиля – столетия, а всевозможные современные технологические штуковины вторгаются в нашу жизнь со скоростью света. Что будет дальше – даже сложно себе представить.

Такой новый экономический миропорядок с малым сроком службы даже самых технологически совершенных нововведений развился не только благодаря промышленной специализации, но и вследствие разделения труда в мире. Сегодня основная модель экономического взаимодействия в мире предельно проста – США и Европа становятся проектировочными центрами, а Япония и страны АТР – сборочной мастерской; остальные регионы, к сожалению, только потребители.

По мере того как на Западе возникает новый бизнес, он функционирует на базе труда высококвалифицированных проектировочных кадров, единственным недостатком которых является большая дороговизна их труда. На этом этапе конечная продукция, да и сама технология стоит дорого, СМИ бурно тиражируют веру в светлое будущее данной технологической идеи, а инвесторы тают при первом появлении акций новых компаний. Это не теория – это закон. На этом этапе происходит невероятный подъем, бум акций компаний, выпускающих то или иное технологическое новшество. Фондовый рынок доволен, владельцы компании довольны. Всем хорошо, и фантастический рост зеленого эквивалента стоимости на банковском счете не может не вселять оптимизм и веру в победу мировой буржуазии. Кажется, что нынешнее технологическое изобретение будет использоваться и в дальнейшем, поскольку ничего лучшего для удовлетворения Его Величества Спроса уже придумано не будет – лучше просто некуда.

Научно-технический прогресс между тем не стоит на месте. Появляются другие технологические кумиры, а новшества былых дней все меньше возбуждают потребительский аппетит. Рентабельность старого бизнеса значительно падает, а выход как всегда находится в международном разделении труда. Производство перемещается на Восток, где персонал не менее квалифицированный, но менее требовательный в денежном плане. Объем производства стремительно растет, а рынок насыщается.

Географическая диверсификация бизнеса позволяет компаниям еще некоторое время находиться в фаворе на фондовом рынке. Рентабельность деятельности материнской компании из США и Европы повышается, и вера в компанию затухает чуть с меньшей скоростью. Но это не изменяет сути вещей, указывая лишь на то, что перспективы компании продолжают угасать.

Сказанное не означает, что сотовые компании станут в скором времени либо банкротами, либо производителями традиционной продукции с низкой рентабельностью (вроде сталелитейных компаний в США). Более того, у них еще есть шанс. Аккумулируя финансовые и исследовательские ресурсы, сотовые компании являются мощными центрами инноваций. Сегодня сотовые телефоны действительно стали вещью повсеместного использования, и чем дальше, тем ближе подходят по сложности производства к оцинкованным листам железа. Но отличие сотовых компаний от тех же сталелитейных заключается в том, что перспективы средств мобильной связи еще не до конца исчерпаны. Введение новой категории продукции, вроде систем связи третьего поколения, может повернуть для них время вспять.

Для новой продукции тоже будут применима формулировка "развитие – расцвет – затухание". Смена технологий может продолжаться сколь угодно долго, главное, чтобы у компаний не иссякло умение формировать потребительский спрос. Только нужно учитывать, что чем дальше, тем меньше будет продолжаться период расцвета из-за уменьшения периода жизни технологической волны. Компаниям придется все быстрее выбрасывать на рынок усовершенствованную продукцию; здесь промедление смерти подобно. Споткнувшись на одном из этапов технологического перехода, компания может преподнести не самый приятный сюрприз для своих акционеров. Вот тогда весьма интересно было бы провести сравнительный анализ индустрии средств мобильной связи со сталелитейной отраслью – если, конечно, все обойдется без банкротств.


С другими аналитическими материалами, посвященными вопросам мировой экономики, вы можете ознакомиться на сайте Globalstock.ru.

Выбор читателей