"АвтоВАЗу" некуда девать излишек "Жигулей"

К началу ноября у "АвтоВАЗа" скопилось примерно 20 тысяч нереализованных товарных малолитражек (раньше складские запасы не превышали 3-4 тысяч). Автогигант оказался в нелегкой ситуации

В конце года принято подводить итоги. Наверное, это правильно: с графиками и схемами в руках гораздо легче понять, кто работал весь год, а кто дурака валял.

Дабы избежать обвинений в непатриотичности, я не буду сегодня говорить о качестве наших автомобилей. Об этом много написано, сложены песни, стихи и анекдоты. Поговорим об итогах уходящего года, производственных показателях и перспективах нашего гиганта – "АвтоВАЗа", от работы которого в конечном итоге зависят и перспективы многих обычных автовладельцев, то есть наши с вами.

В конце года на предприятии сложилась любопытная ситуация. Октябрь стал рекордным для производственников "АвтоВАЗа" и его смежников: впервые за месяц были изготовлены 71.770 автомобилей. Казалось бы, это замечательно... Однако из-за наличия большого количества автомобилей на складах управлений региональных поставок и у дилеров по всей России создалась иллюзия затоваривания. К началу ноября скопилось примерно 20 тысяч нереализованных товарных малолитражек (раньше складские запасы не превышали 3-4 тысяч). Автогигант оказался в нелегкой ситуации.

Последний раз такое было летом 1998 года. Тогда помог августовский кризис. В 1998 году, когда запасы дилеров в Тольятти превысили 30 тыс. машин, от остановки завод (у которого к тому моменту скопились собственные запасы в 17 тыс. автомобилей) спасло только падение рубля и обвальное сокращение спроса на иномарки. По сведениям "Коммерсанта", после дефолта спрос на "Жигули" и "Лады" держался стабильно высоким. Машины "уходили" буквально с конвейера. Автозавод ежемесячно увеличивал отпускные цены. Маркетинговые службы предприятия ориентировались на уровень спроса, фиксируемый дилерами. Как только розничная цена на те или иные модели начинала расти, завод тут же пересматривал отпускные цены на эти модели, не давая дилерам возможности получать слишком большую маржу.

Сейчас руководство завода пытается справиться с проблемой своими силами. Вице-президент "АвтоВАЗа" Владимир Кучай выставил дилерам ультиматум: они продают машины по максимально низким, рекомендованным заводом розничным ценам; не согласным с этим условием продукция поставляться не будет. Сейчас разница тольяттинских и московских цен составляет в среднем по машинам "десятого" семейства 14,1 тыс. рублей, по "Самаре" – 12,8 тыс. рублей, по "Ниве" – 6 тыс. рублей.

В среде вазовских дилеров по-разному оценивают причины снижения спроса на тольяттинские машины. Так, в Международной ассоциации дилеров (МАД) считают, что серьезное влияние на изменение конъюнктуры оказал тот факт, что в начале ноября в СМИ появилась информация о предстоящем снижении отпускных цен на заднеприводные и переднеприводные модели.

По прогнозам заводских маркетологов, в этом году розничные цены на машины ВАЗа должны были вырасти на 9,8%, но фактически этот показатель уже сейчас составил 10,6%. Последнее повышение отпускных цен (в среднем на 3%) произошло 17 октября. Однако, по словам начальника управления маркетинга АО "АвтоВАЗ" Алексея Борисоглебского, с 9 ноября началось снижение розничных цен на машины, реализуемые на тольяттинских площадках. Дилеры снижали цены каждый день, но покупателей от этого больше не становилось. В конце года всегда наблюдается сезонное снижение спроса: автовладельцы просто не хотят покупать в декабре машины, в техпаспорте которых будет значиться лишний календарный год.

Но предприятие-автогигант не унывает. На ВАЗе считают, что нынешний сбытовой кризис закончится уже к концу первой декады декабря. План ноября выполнен. Декабрь также обеспечен заказами от дилеров. А к началу января будущего года объем продаж стабилизируется, и уже в середине января на предприятии планируется вновь повысить отпускные цены.

Однако не все так просто. Сейчас недорогие иностранные машины отбивают рынок у ВАЗа. Так, Renault объявил о двукратном росте продаж по сравнению с прошлым годом, а Skoda в октябре сообщила, что продала в России машин на 205% больше, чем за девять месяцев прошлого года. Обе эти компании поставляют машины, находящиеся в одном классе с "Ладами". Машины "АвтоВАЗа" остаются наиболее покупаемыми в стране (пока!). Однако если надежды маркетологов на январское оживление спроса не оправдаются, заводу придется в срочном порядке проводить распродажи своих машин или возобновлять бартерные схемы расчетов. Что, как вы сами понимаете, для автопроизводителя не очень хорошо.

Иностранные автосборщики, научившиеся ориентироваться в российском бизнесе, не упустят возможности получить свою часть прибыли, да еще постараются и чужую оттяпать. Renault собирается ставить на московский конвейер свою новую разработку, которая будет стоить не дороже 5 тыс. долларов. Daewoo, несмотря на серьезные финансовые проблемы, продолжает тиражировать в Узбекистане "Нексию", к неизменной цене которой – $6700 – постепенно приближаются "Жигули" десятого семейства.

Но опасность исходит не только с Запада. Местные тоже не стоят на месте и сплачиваются в борьбе за потребителя. Свой автомобильный холдинг создает "Сибал", который уже имеет блокирующий пакет ГАЗа и собирается купить УралАЗ, а впоследствии еще и все автобусные заводы страны и несколько предприятий по выпуску двигателей. А если холдинг еще и получит государственную помощь и поддержку, которая, кстати, уже обещана, ВАЗу придется весьма нелегко. Пока иностранцы занимались насыщением рынка дорогих автомобилей, а ГАЗ – выпуском представительских "Волг", монополии ВАЗа ничто не угрожало. Теперь же ситуация в корне изменилась. Самый массовый и заманчивый "кусочек", который ВАЗу принадлежит чисто исторически, – так называемый гольф-класс – привлекает все больше внимания. Московские Renault, узбекские Daewoo, будущий газовский Fiat Palio – все это недорогие автомобили малого класса, прямые конкуренты "Жигулям". Пока они не слишком опасны: эти автомобили дороже и при покупке, и, главное, в ремонте. Но это дело времени. Машины ВАЗа дорожают вместе со всеми запчастями, а качество – все то же, и изменений в лучшую сторону вроде бы не предвидится. Так что остается поздравить "АвтоВАЗ" с наступающим Новым годом и пожелать ему наиболее благоприятных условий для работы и процветания на радость автовладельцам.

Выбор читателей