"ВВ" заиграли питерский рок

Если макси-синглы выпускают, значит, это кому-нибудь нужно. Новый компактный мини-релиз от украинской группы "Воплi Вiдоплясова" и еще немного другой музыки

Воплi Вiдоплясова – "Мамай" (2001)

Новый макси-сингл любимого в нашем отечестве коллектива из Украины "Воплi Вiдоплясова" содержит аж целых пять песен (только не говорите, что теперь это нормально – выпускать альбомы длиной 20 минут!). Первое впечатление – этой работой "ВВ" потихоньку хотят подготовить фанов к переменам в саунде: от энергичного фолк-пост-панка осталась характерная мелодекламация Олега Скрипки под нарочито грязный аккомпанемент гитар, а вот, например, аккордеон, остающийся неотъемлемым элементом концертных выступлений группы, в записи уже почти не слышен. Последнее время "ВВ" существенно улучшили исполнительское мастерство – "высокохудожественной самодеятельностью" новый CD уже не выглядит ни с какого боку – такая плотная работа! Ощущается дрейф звучания в сторону русского мэйнстрима – "Зоряна осiнь" (с русским текстом) могла бы с успехом исполняться модной группой "БИ-2" (это которая про Полковника и Волков), а "Мамай", давшая заглавие альбому, в инструментальных кусках – вылитая "АлисА" времен лирического альбома "Джаз". С оглядкой на "питерский рок" сработаны и "Солнечные дни", а наибольшего размаха крен достигает на "Кино-пробной" "Пачке Цигарок". "...Но коли е’ в кiшеге пачка цигарок, значе усе не так погано на сягоднешний дэнь..." – неизвестно, как "Кино"-маны воспримут такую вольницу, а вот поклонники "ВВ", ясно, останутся довольны. Теперь интересно не только смотреть "живые" выступления "ВВ", но и просто проигрывать их записи. Не исключено, впрочем, что пластинка сделана с тайным желанием понравиться слушателям в первую очередь в северной столице.
(****)


Strawbs – "Just a Collection of Antiques & Curios" (1970)

Данный CD, скорее всего, с аппетитом "съедят" те, кто не так давно получал порцию удовольствия от выступления Рика Уэйкмана в ГКД. Общеизвестно, что в Yes клавишник-виртуоз пришел, уже имея за плечами опыт работы в вокально-инструментальном ансамбле Strawbs, исповедующем своеобразный такой арт-рок с глубокими реверансами в адрес английской народной музыки. Изо всех участников ВИА Уэйкман был, пожалуй, наиболее титулованным (как-никак выпускник Британского Королевского музыкального колледжа!), но пока еще не во всех треках чувствуется его влияние как композитора. Тем не менее, "The Antique Suite" и "Where Is This Dream of Your Youth?" можно рассматривать как прямые предвестники будущих рок-шедевров типа "Короля Артура" или "1984". А вот созвучноименный бонус-трек "The Vision of the Lady of the Lake" никоим образом не пересекается с "артуровским", хотя смотрится тоже достойно. Поток сознания в "Temperament of Mind" периодически выносит одинокий рояль на островки и целые архипелаги классики: вот Бах, вот Григ – и – клином – рэгтайм, написанный гораздо позднее... Остальные дорожки содержат клавишных (читай: Уэйкмановских) ингредиентов в меньших пропорциях и в первую очередь вызовут интерес у любителей фолк-рока.
(***)


Дж.Гершвин "Porgy & Bess" (сравнительные интерпретации)

Премьера "Порги и Бесс" – первой в истории США национальной оперы – состоялась в Бостоне в 1935 году. Драматический сюжет из жизни простых, как теперь бы сказали, афроамериканцев, был положен на музыку "белокожим" композитором Джорджем Гершвиным. Конфликт, вокруг которого разворачивается действие, – душевная борьба негритянки Бесс между чистой любовью к ней калеки Порги и влечением к чувственным наслаждениям, обещанным ей наркоманом Споттин-Лайфом. До написания "Porgy & Bess" Гершвин уже был хорошо известным композитором "легкой музыки" (всего он написал более 300 эстрадных песен). И вдруг – опера, да еще с такой сюжетной линией? В тридцатые годы расовая дискриминация в США была гораздо сильнее; создание оперы с такими главными героями было делом в известном смысле рискованным. Поэтому термин "национальная опера" был придуман критиками позднее, когда постановка получила огромный резонанс практически во всех слоях американского общества. Не последнюю роль в этом сыграла и музыка Гершвина, глубинные корни которой – в напевах народа, из низов которого вышли такие великие негритянские джазовые исполнители, как Луи Армстронг, Элла Фитцджеральд, Рэй Чарльз, Майлз Дэвис, Билли Холидей, "Modern Jazz Quartet", Оскар Питерсон. Пластинка содержит наиболее популярные фрагменты оперы – в оригинальном исполнении (в строгом соответствии с авторской партитурой) и в последующих интерпретациях вышеперечисленных авторитетных джазменов. Вот только красивейшую блюзовую версию "Summertime" от известного рок-музыканта Пола МакКартни (с диска "Снова в СССР") сюда почему-то забыли включить – неужто по причине расовой принадлежности?..
(***)


Art – "Supernaturally Fairy Tales" (1967)

В некоторых торговых точках пластинки бывают расставлены не по алфавиту, а по стилям, и я сам лично наблюдал этот CD выставленным в разделе "прогрессив". Сейчас действительно в продаже наличествуют пластинки групп Arc и Air, а продавец тоже человек и может ошибаться. Некоторое отношение, впрочем, группа Art к прогрессиву имеет – другое дело, что сегодня принято называть такую музыку "рок-психоделией 60-х". Особенно замечателен состав музыкантов – Grosvenor, Harrison, Ridley & Kellie – уже на следующий год вся эта честная компания в полном составе играла в уважаемой британской группе Spooky Tooth. Особых изменений со сменой вывески не произошло – то есть "Supernaturally Fairy Tales" можно смело рекомендовать любителям "умного" английского R&B в качестве "нулевого" в дискографии Spooky Tooth.
(**)


Porcupine Tree – "Recordings" (2001)

Зато уж Porcupine Tree – весьма активно действующая единица "прогрессива" сегодняшнего дня, и очередной часовой компакт, несмотря на кажущееся отсутствие концепции (пачка singles, outtakes & unreleased и прочего добра 1998-2001 гг.), слушается вполне слитно (может быть, концепция диска – как раз в отсутствии таковой?). И это при том, что последние несколько лет Wilson, Barbieri & Co выдают чуть ли не по две пластинки в год... Все треки "сборника" такие же объемно-впечатляющие, как на "номерных" дисках (в качестве аналогов вспоминаются "поздние" Marillion или Pink Floyd) – все, в общем, прекрасно. Одно настораживает: когда группа начинает копать по сусекам, это иногда символизирует полное отсутствие продвижения дальше. Да и cover пластинки сделан словно бы наспех. Одно из двух: или это мастерски изваянный бутлег, либо же – ограниченный тираж для особо приближенных членов фэн-клаба. Третьего очень не хотелось бы, знаете...
(***)


P.S. В прошлом обзоре упоминалась новая серия "Маленькие шедевры великих композиторов", с оговоркой, что продолжение (№2 и №3) ожидаются со дня на день. Дождались. Можете искать в продаже сразу три части.

Выбор читателей