ПРО скончался в Розовом

Америка ответила на вызовы нового века, ответила так же решительно и безоглядно, как когда-то отменяла рабство или сбрасывала атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки

В торжественных похоронах Договора по ПРО от 1972 года приняли участие хорошо знавшие его люди. Друзьями покойного их, конечно, назвать нельзя: уж слишком сильно некоторые из них не любили усопшего при жизни и вовсю способствовали его кончине. Добрые слова нашлись только у одного из присутствующих, да и то непонятно, чего в них было больше – исторического сожаления или исторического оптимизма.

Договор по ПРО от 1972 будут закапывать еще как минимум полгода – именно этот срок определен самим документом, некогда подписанным Никсоном и Брежневым. Но свидетельство о смерти было подписано именно вчера – когда президент Джордж Буш вместе с первыми лицами своей администрации (за исключением все еще скрывающегося от вероятных террористов вице-президента Дика Чейни) в Розовом зале Белого дома официально заявил о выходе из Договора по ПРО. Случилось то, в чем никто и не сомневался: Америка ответила на вызовы нового века, ответила так же решительно и безоглядно, как когда-то отменяла рабство или сбрасывала атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки.

О сильных аргументах этого шага и о подводных камнях, заложенных в решении американской администрации, сказано уже немало, в том числе и на страницах нашей газеты. Договор от 1972 года устанавливал важнейший паритет двух ядерных сверхдержав – паритет в праве уничтожить друг друга в случае развязывания термоядерного конфликта. Именно тогда, в 70-е годы, философы открыли неожиданный парадокс в логике ядерного противостояния: чем хуже оба потенциальных противника защищены, тем выше их шансы выжить в нашпигованном ракетами мире. Неудивительно, что в конце 80-х, когда тема ядерного разоружения встала в практической плоскости, многие справедливо называли немирный атом единственным надежным гарантом мира во всем мире.

С тех пор Америка не сильно, но изменилась. От Советского Союза остались одни внутренности, в виде 15 органов разной сохранности. Европа интегрируется, возникают новые "полюса" мира, который, единодушно завидуя США, хочет стать по-настоящему многополярным. Вместе с идеологиями рухнули все подпорки и распорки, придававшие устойчивость в общем-то хрупкой конструкции, примитивно делившей планету на "мир капитализма" и "лагерь социализма". Не правы те, кто лишь сегодня увидел проблемы "юга", проблемы бедных стран в связи со всплесками агрессии "третьего мира": все это было рядом с нами многие десятки лет, произрастая из колониализма в самом широком смысле этого понятия. Паразитирующие на противостоянии двух систем марксистские вожди и карикатурные проамериканские "сукины сыны" сгинули вместе с вложенными в них идеологическими деньгами, оставив свои народы в том же состоянии, что и 50, 100, а то и 300 лет назад. Их место заняли другие: те, кто возвел в абсолют наднациональный реваншизм, превращенный даже не в сопротивление, не в борьбу, а в "дыхание" народов. Народам Азии и Африки незачем бороться с колонизаторами – как таковых последних там больше нет. И империалистов-захватчиков они не найдут: современный капитализм достаточно виртуозен для того, чтобы собирать урожай руками местных олигархов. Народно-освободительные движения уступили место движениям псевдоморалистским, обличающим "мировое зло". Как любое движение подобного рода оно базируется прежде всего (но не только) на ценностях веры, как на наиболее понятном для миллионов культурном материале.

То, что большая часть этих миллионов необразованна и бедна, вовсе не является как раньше страховкой от удара под дых. Мир не только усложнился, в чем-то он до безобразия упростился – и то, что раньше не могли сделать с Англией тысячи сипаев, сделали с Америкой всего несколько летчиков-камикадзе. Отсюда для Америки очевидный вывод – реальная национальная угроза в ближайшие годы будет исходить именно от этого невиданного прежде мира, существующего одновременного в ипостасях запредельной нищеты и мракобесия с одной стороны и разрушительного финансово-интеллектуального капитала с другой. Арабским шейхам или палестинским студентам не хватит денег и знаний, чтобы накормить и обучить свои народы. Но первым из них хватит средств, чтобы придать террору невиданный прежде размах, в то время как вторые "научно" обоснуют для других и для себя лично право закончить жизнь шахидом. Неуправляемые процессы ничьих "сукиных сынов" создают игру без правил, вернее без тех правил, что были определены в начале 70-х. Сегодня Америка посчитала, что отсталый Афганистан, непредсказуемый Ирак, не определившееся Сомали и еще парочка "государств-изгоев" страшнее СССР. Потому что СССР боялся погибнуть, пусть вместе с Америкой, а "Талибан*" и бен Ладен этого совсем не боятся. Да к тому же знают, как это сделать.

Конечно, выход из Договора имеет свои минусы. Они тоже хорошо известны: растущее подозрение друг к другу членов т.н. "ядерного клуба", гонка "антивооружений", наконец, опасность подорвать свои экономики чрезмерно дорогостоящими системами. Но не стоит утрировать негатив: большинство стран, обладающих ядерным потенциалом, относятся к категории вменяемых и все в разное время уже переболели соблазном быть ровнее других в термоядерной шеренге. Вчера Владимир Путин заявил, что национальной безопасности России отказ США от Договора по ПРО не угрожает. Путину в этот раз не надо было быть конкретнее: когда-то он вполне предметно противопоставил ракетный комплекс "Тополь" в то время еще только предполагавшемуся отказу от ПРО. То, что мы сейчас дружим с Америкой, – безусловно положительный фактор, хотя – не стоит обольщаться! – не определяющий. Спокойная реакция России, чьи чиновники (от президента и премьера до депутатов) прокомментировали заявление Буша как под копирку, заставляет надеяться, что наш ответ – не вынужденная заготовка, но четкое видение завтрашнего дня с точки зрения именно российской национальной безопасности. Без сомнения, самое интригующее остается пока за кадром. Можно предполагать, что Москва пойдет своим путем, явив через полгода-год отечественные чудо-разработки, оправдывающие наше нынешнее спокойствие. Вероятнее же, Россия пойдет на беспрецедентное сотрудничество со Штатами в деле создания единого ПРО, или, правильнее сказать, единого технического проекта, свободного от взаимных секретов. Черт побери – дружить так дружить! Белый дом явно не из соображений подсластить пилюлю успел уже заявить о готовности к "регулярным переговорам по вопросам обороны и обмена информацией по вопросам стратегических сил" для "углубления сотрудничества" двух государств в сфере недопущения распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Слова, скажете вы. Да, слова. Но грош нам цена, если мы допустим, чтобы США взяли их обратно.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей