Нефтяники оказались под газом

Экспорт газа жестко постулируется как прерогатива государства в лице "Газпрома", и менять существующее положение газовый монополист не хочет

Вопрос диверсификации бизнеса остро стоит перед нефтедобывающими компаниями, озабоченными прогнозами мировых цен. Неудивительно, что взгляды нефтяников обращаются на рынок газа. Цены на газ и нефть не находятся в прямой зависимости – следовательно, в момент падения цен на нефть можно увеличить экспорт газа, а при превышении прибыльности нефтяного экспорта над газовым "лишний" прекрасно пускается на переработку в нефтехимическую промышленность. А искать газ нефтяникам и не надо: большинство месторождений смешанные, содержат кроме нефти изрядное количество сопутствующего газа – бери, очищай и гони.

В последнее время нефтяные компании активно двинулись на газовый рынок страны. Так, в "ЛУКойле", ТНК, "ЮКОСе", "Сургутнефтегазе" газодобывающее направление стало одним из основных. Через 10-15 лет "ЛУКойл" рассчитывает добывать на Ямале порядка 100 миллиардов кубометров газа в год. Компания "ЮКОС" приобрела долю в компании "Urengoil", владеющей лицензией на ямальское Яро-Яхинское нефтегазовое месторождение, запасы которого составляют 241 миллион баррелей нефти, 3,5 триллиона кубов газа, 165 миллионов баррелей газоконденсата, 289 миллионов баррелей сжиженного газа.

Увы, "гладко было на бумаге"... Радужной картине мешает одно обстоятельство, имя которому – "Газпром".

Экспорт газа жестко постулируется как прерогатива государства в лице "Газпрома", и менять существующее положение газовый монополист не хочет. Объясняется это тем, что существующая экспортная система, рассчитанная на 130 млрд. кубов газа в год, эксплуатируется на все 100%. Кроме того, "Газпром" считает, что экспорт газа – штука тонкая и нефтяные компании, выйдя на мировой рынок самостоятельно, могут его обрушить. Поэтому максимум, на что готов пойти газовый концерн, – экспорт независимыми компаниями объемов, пропорциональных объемам добываемого ими газа, по единым, согласованным ценам; при этом "Газпром" является оператором. Понятно, что если "Газпром" добывает 530 млрд. кубов газа (около 80% всей добычи), из которых 130 млрд. экспортирует, то разрешение "пропорционального" экспорта для самой крупной компании будет означать продажу за рубеж порядка 10 млрд. кубов газа. И никакая реструктуризация, по мнению "Газпрома", не изменит существенно положение вещей. Да и сама планируемая реструктуризация, кажется, без всякого объявления, уже идет – в "ползучей" форме.

С переработкой газового сырья тоже проблемы: компания "СИБУР", владеющая практически полной производственной нефтехимической цепочкой и практически всеми наиболее близкими к крупным нефтегазовым месторождениям газоперерабатывающими заводами, и во времена своей независимости не слишком-то жаловала нефтяников, отдавая предпочтение "Газпрому", а с тех пор, как вошла в его состав, надежды заработать на переработке попутного газа нефтяникам пришлось оставить вовсе. Правда, в последнее время отношения между "Газпромом" и "СИБУРом" явно охладились, но выпускать из рук перспективное направление, каковым является переработка газа до стадии конечной продукции, "Газпром" явно не будет.

В результате нефтяные компании, наткнувшись при разработке участков недр на месторождение с большим количеством попутного газа, не только не разрабатывают его залежи, но даже приостанавливают увеличение добычи нефти, так как по ходу получают большие объемы непрофильного сырья, которое просто некуда девать. Так что подложить на время падения цен на нефть "соломки" не получается.

Понятно, что нефтяные компании все-таки ищут выход из ситуации. Одной из возможных альтернатив стало сотрудничество с "самым равным" из "равноудаленных" независимых газовых компаний – "Итерой". Этому холдингу единственному "Газпром" доверил экспорт газа, правда, только в страны СНГ и Балтии. Уход с поста главы "Газпрома" Рэма Вяхирева ничего не изменил, несмотря на проекты передачи права на экспорт газа в страны Балтии и СНГ "Газэкспорту", экспортной организации "Газпрома": в последнем не скрывают, что при любых обстоятельствах предпочтение по прокачке со стороны "Газпрома" будет отдано не кому-то, а давнему и надежному партнеру – "Итере".

Кроме того, по данным Минэнерго РФ, в России осталось не так уж много нефтяных и газовых месторождений, разработка которых экономически выгодна. А "Итера" является главным акционером ЗАО "Роспан Интернешнл", доставшегося ей в свое время от "Газпрома". В свою очередь, "Роспан" владеет лицензиями на два газовых месторождения с запасами в 560 млрд. кубометров газа и 96 млн. тонн газового конденсата. Кроме того, "Роспан" обладает уникальными технологиями по разработке пластов газа на глубине 4 км.

Мимо такого лакомого кусочка трудно пройти. Тем более что когда прежнюю форму взаимозачетов "Газпром" – администрация Ямала – "Итера" запретили, а по этой схеме последняя получала немалое количество газа, "Итере" понадобились партнеры для заполнения получившегося резерва.

Соглашения о сотрудничестве с "Итерой" заключили три нефтяных гиганта – "ЮКОС", "Роснефть" и "ЛУКойл". Причины понятны: нефтяные компании, добывая ямальский газ, неминуемо столкнутся с "Итерой", имеющей давние налаженные связи не только с "Газпромом" (а это доступ к "трубе" и экспорт в ближнее зарубежье), но и с администрацией Ямала. А то, что администрация может многое, показал пример того же "Роспана".

Зачинщиком смуты стала ТНК, которая для приобретения кусочка ямальского газа избрала проверенную годами тактику скупки кредиторской задолженности газодобывающего "Роспана". Скупка прошла успешно, и ТНК стала главным кредитором "Роспана". Далее, по заявлениям "Итеры", ТНК пыталась добиться продажи активов "Роспана". Стороны долго препирались по поводу находящейся на грани банкротства компании. В многомесячные споры между ТНК и "Итерой" решил вмешаться губернатор ЯНАО Юрий Неелов. Итогом переговоров с его участием стало подписание соглашения между компаниями. Было решено совместными усилиями завершить процедуру банкротства на "Роспане" и создать на его базе совместное предприятие. 56%-ный пакет этого СП было решено отдать "Итере", ТНК согласилась на 44%.

Однако тут возмутился "ЮКОС", с которым еще во времена открытой вражды с ТНК "Итера" подписала соглашение о сотрудничестве в газодобыче. "ЮКОС" заявил, что нефтяная компания является акционером ЗАО "Роспан Интернешнл" (пакет "ЮКОСа" не называется по причине коммерческой тайны), поэтому при определении пути выхода предприятия из процедуры банкротства должны учитываться интересы всех кредиторов и акционеров. По мнению "ЮКОСа", в первую очередь необходимо провести в кратчайшие сроки оценку и осуществление единовременной продажи через открытые публичные торги всего имущественного комплекса компании, привлечь к оценке имущественного комплекса ЗАО "Роспан" независимую международную компанию, реализовать имущество "Роспана" через Российский фонд федерального имущества. А губернатор ЯНАО Юрий Неелов видится как гарант прозрачности процесса продажи "Роспана".

Неудивительно, что Неелов стал важной фигурой на рынке газа. Созданный им "Союзгаз", объединивший малый ТЭК округа, противостоит монополии "Газпрома". Кстати, в некоммерческое объединение "Союзгаз" вошла ямальская "дочка" "ЛУКойла" – ООО "Арктикнефтегаз". Неелов публично поприветствовал "намерения крупнейших нефтяных компаний страны заниматься добычей газа на Ямале". В конце ноября в Салехарде прошло крупное совещание Юрия Неелова с руководством российских нефтяных компаний. Цель встречи – определить перспективы сотрудничества. Можно полагать, что таким способом Неелов попытается взять координирование действий нефтяников на Ямале в свои руки.

Впрочем, мечты ямальского губернатора о противостоянии "Газпрому" могут оказаться несбыточными. Пока взятые им под опеку нефтяные компании дерутся за "Роспан", дочерние предприятия "Роснефти" и "Газпрома" – "Роснефть-Пурнефтегаз" и "Росшельф" – поддержали решение головных компаний о создании совместного предприятия – ЗАО "Роснефтегаз", на плечи которого ляжет освоение пяти нефтяных и газоконденсатных месторождений в Ямало-Ненецком АО и на шельфе Баренцева моря. "Пурнефтегаз" и "Росшельф" получат по 50% акций СП. На днях администрации Ямало-Ненецкого АО и Архангельской области должны решить вопрос о том, где будет зарегистрирована новая нефтегазовая компания. Далее по разработанному сторонами плану начнется поэтапное переоформление лицензий на "Роснефтегаз".

Напомним: два месяца назад председатель правления РАО "Газпром" Алексей Миллер и президент ОАО "НК "Роснефть" Сергей Богданчиков подписали Соглашение об объединении усилий двух государственных компаний в освоении пяти крупных месторождений на Ямале. В перечень этих месторождений вошли Харампуровское нефтегазоконденсатное, Вынгаяхинское газонефтяное, Етыпуровское нефтегазовое, Приразломное нефтяное и Штокмановское газоконденсатное месторождения. Запасы месторождений: Харампурское – более 150 млн. тонн нефти и 750 млрд. кубометров газа, Вынгаяхинское – 93 млн. тонн нефти и 106,5 млрд. кубометров газа, Етыпуровское – 31,7 млн. тонн нефти и почти 300 млрд. кубометров газа, Приразломное – 76,4 млн. тонн нефти и Штокмановское – 27 млн. тонн нефти и 3,2 трлн. кубометров газа.

Таким образом, де-факто создана первая интегрированная нефтегазовая компания, способная гибко реагировать на колебания мировой и внутренней конъюнктуры, а также осваивать нефтегазовые месторождения с наибольшей эффективностью. И компания эта – государственная, а от имени государства выступают "Газпром" и "Роснефть". Кажется, остальным претендентам придется, как на танцах, постоять у стеночки...

Выбор читателей