Средство против злых духов

Эзотерические звоны и шумы, анархистские блины, упущенные шансы и сникерсы для скептиков – таково сегодняшнее меню для вашего CD-проигрывателя

Фэн-Шуй (музыка для релаксации)

Что означают для русского человека методики "Фэн-Шуй", если только он не занимается целенаправленно изучением восточных культур? Скорее всего – мало что. Если навскидку что и вспоминается о Дальнем Востоке, это скорее кунг-фу (боевое искусство) или сакэ (рисовая водка). Еще проблема Курильских островов... но это уже совсем не в ту степь. Не обратит человек внимания на пластинку и пройдет себе мимо. Так-так-так... А в Рериховский центр из любопытства никогда не забредали: в магазинчик, торгующий всякими разностями – литературой эзотерической, благовониями, амулетами? Нет? Жаль... И в "Лавку художника"? А, вот-вот. Заходишь в полутемный зал, а колокольчик на двери – тихонько так – трень! На прилавке воскуряются благовония, запах легкий такой, а у гостя глаза уже разбегаются: на полках каких восточных диковин только нет, а под потолком – всяких висюлек звенящих понавешано. Трубчатые колокольчики, стеклянные зверюшки и рыбки – "лю фэн" называются. Приятный, мягкий звон успокаивает, повесишь такую штучку дома (а можно и в офисе) – и как-то уютнее становится. Считается, что звон злых духов отгоняет... Позднее выясняется, что колокольцы – составная часть этого загадочного "фэн-шуй" – искусства жить в гармонии с окружающим миром. Правда, диск практически не воспринимается в смеси с резкими бытовыми шумами... значит, попробуйте отодвинуть дела, отключите телефон и откиньтесь в кресле... Время от времени к tubular bells и позвякиваниям хрустальных палочек добавляется шум бегущей воды и создается полная иллюзия присутствия на берегу быстрого ручейка, а легкий ветерок колышет блестящие и прозрачные фигурки... Усугубить эффект и достичь полной релаксации можно с помощью сакэ – грамм 50 (но не больше!). Если нет сакэ, можно взять такое же количество русской водки. Если в спиртном необходимости нет, все равно ведь – хорошо...
(****)


Terry Reid (1969)

Давайте припомним, чем же таким прославился Терри Рэйд, чем он для истории-матери ценен? С 15-летнего возраста на сцене? – многие так начинали, ничего страшного. В составе групп локального значения разогревал зрителей перед концертами Rolling Stones или Ike & Tina Turner? – чуть серьезнее. Потом "под крылом" EMI выпустил первый сингл, после чего работал на одних площадках с The Hollies, Small Faces, Cream и The Yardbirds? – уже неплохо! Последнее обстоятельство, кстати, послужило причиной, по которой New Yardbirds (в лице Jimmy Page & John Paul Jones) предложили Рэйду вакантную должность лидер-вокалиста (после отказа место было отдано Роберту Планту). Похожая история приключилась двумя годами позже – из Deep Purple как раз уволили Рода Эванса... но Терри и в этот раз отдал шанс Гиллану, предпочитая выпускать пластинки под собственной фамилией. Из не слишком обширной сольной дискографии музыканта наибольший интерес вызывают первые три альбома (дебютный был переиздан у нас около полугода назад). Второй, названный просто именем-фамилией, включает как собственный взгляд на чужие песни ("Superlungs My Supergirl", "Stay With Me Baby", "Highway 61Revisited" – добротные кавер-версии), так и авторские композиции. Программа разнообразна: от мягких баллад в стиле Donovan и Tom Jones до красиво упакованного в клавиши ритм-н-блюза ("Silver White Right", "Marking Time"). Впрочем, особой глубиной аранжировки песен не отличаются; эффектных гитарных соло, несмотря на акценты сопроводительного буклета, тоже что-то не заметно... Вот голоса, правда, Рэйд не жалеет! С другой стороны, по сравнению с дебютным альбомом, грешившим биг-битовым примитивизмом, второй диск стал хорошим шагом вперед. И на том спасибо.
(***)


Монгол Шуудан – "Скатертью дорога"(2001)

Ведь давно существует группа (в уходящем году отмечалось ее двенадцатилетие), и название оригинальное (если кто запамятовал – надпись с монгольской почтовой марки) – а все ж продолжает перебиваться где-то во втором эшелоне русского рока. Несмотря на абстрактное имя, с самого начала творчество "шууданов" имело отчетливую анархистскую направленность, что выражалось в частых обращениях к темам махновской вольницы и гражданской войны... Внутри группы, впрочем, царит полный плюрализм, во всяком случае, в вопросе имиджа музыкантов. На сегодняшний момент в основном составе трое: лидер группы Валерий Скородед (voc, g) – вроде как батька-махновец; барабанщик Владимир Дягель в комиссарской кожанке и фуражке со звездой. Завершает триптих гитарист, клавишник и звукорежиссер Александр Риконвальд в образе офицера-белогвардейца. Имидж, как выяснилось, сулит большее разнообразие, нежели музыка. Топтания и пляски вокруг да около русскоязычного панка вперемежку с подъездными гитарно-вокальными интонациями. Тексты? – да, некоторым образом соотносятся с послереволюционным бардаком ("Дед-Мороз", "Во Дела!", "Птицы")... Временами анархистская разухабистость приобретает нетрадиционное истолкование ("Матросик"): красавец-матросик женщину уговорил, та ему дала, а он!.. Конечно, в этом смысла будет побольше, чем в воспевании всяческих белых роз, но... как-то все невыразительно и однообразно. Друзья-поклонники на концерты в клубы ходят регулярно, а случайный зритель послушает-послушает, пожмет плечами, да и пойдет к выходу. Скатертью дорога?..
(**)


Novalis – "Banished Bridge/Novalis"(1975/73)

Вовсе не повод игнорировать этот CD лишь потому, что в годы выхода виниловых оригиналов из Германии к нам под "железный занавес" просачивались скорее всякие ДиПарплы и ПинФлои, а на местных (немецких) артистов валюты у советских граждан, как правило, уже не оставалось. Кое-кто, впрочем, и в наши дни относится к неанглоязычной музыке скептически, как к чему-то второсортному (привет им от Rammstein!), но дело, как говорится, хозяйское... Во-первых, один из этих двух альбомов Novalis сделали на английском, хоть и с акцентом (это в качестве сникерса для наморщенных носов), а во-вторых, музыка слишком сложна (временами полифонична), чтобы придираться к дикции – тем более, вокал не яркий, но и не раздражающий, да и вообще здесь совсем немного голоса! Крайне полезно обозначить аналоги этого блестящего симфо-рокового проекта. С английской стороны это Camel, балладный Uriah Heep и Wakeman, с немецкой – Eloy, с французской – Saint-Preux, c венгерской – Omega (все – "ранние"). Причем Novalis производят впечатление гораздо более "умной" и "навороченной" команды, нежели Eloy – последним просто повезло, они поставили свой стилистически близкий арт-рок на коммерческие рельсы. Если, впрочем, вы уважаете тех же Eloy в основном за первые четыре-пять альбомов, пластинка Novalis вам просто необходима. И не только эта.
(****)

Выбор читателей