Российским алмазам нужен свой Дерипаска

Если найдется на российскую алмазную отрасль свой Дерипаска, нынешняя унылая картина может измениться кардинально – и гораздо быстрее, чем это видится сегодня

Несмотря на некоторую заминку, торговое соглашение об экспорте алмазов между российской компанией "АЛРОСА" и транснациональной корпорацией De Beers подписано и начнет действовать с 1 января 2002 года. Предыдущее соглашение от 1998 года заканчивалось 31 декабря с.г., и подписание нового документа было для всех участников переговоров меньшим злом, чем отсутствие регулятора экспорта российских алмазов вообще. Как и в прошлый раз, соглашение рассчитано на пять лет и во многом определяет картину мирового рынка алмазов на этот период: ведь на долю АК "АЛРОСА" приходится около четверти мирового производства алмазов и 98% российского. Учитывая, что вплоть до последнего момента высказывалась мысль о возможности отложить подписание, можно предположить, что разногласия имели серьезные основания.

Во многом проблемы осложнялись тем, что De Beers взят курс на демонополизацию торговли алмазами – но взят, скорее, под давлением участников мирового рынка, недовольных монополией корпорации. Кроме того, уже не первый год на мировом рынке падает спрос на бриллианты, и De Beers приходится прилагать определенные усилия, чтобы не допустить обвала алмазно-бриллиантового рынка. Неудивительно поэтому, что компания De Beers прохладно отнеслась к предложению российского правительства больше покупать готовых изделий – бриллиантов и "неходовых" сырых алмазов.

Правительство, со своей стороны, больше заинтересовано в экспорте готовых изделий: отечественные гранильные предприятия находятся в незавидном положении, и есть реальная опасность потерять квалифицированные кадры, которые в этой отрасли выращиваются "штучно" на протяжении длительного времени. Собственные гранильные предприятия "АЛРОСА" – "Туймала Даймонд", которым алмазы продавали со скидкой, находятся сейчас в предбанкротном состоянии. Давление правительства на якутскую компании было столь серьезным, что Минфин 6 декабря даже отказался визировать документ, отправив проект соглашения на доработку.

Однако 10 декабря, на совещании под председательством Владимира Путина, при обсуждении проблем развития алмазной отрасли страны было решено, что для России отношения между компаниями "АЛРОСА" и De Beers являются принципиальными и определяют доходы, получаемые государством от алмазной отрасли. На подписание соглашения в Якутск отправился министр финансов РФ Алексей Кудрин, возглавляющий также межведомственную комиссию по проблемам развития алмазно-бриллиантового комплекса РФ, что подтвердило значимость сотрудничества России с De Beers.

В результате подписанное соглашение несколько снижает квоту, продаваемую через De Beers: в течение пяти лет "АЛРОСА" поставит корпорации алмазов на общую сумму в $4 млрд., по $800 млн. в год, но не более 26% от общего объема продаж корпорации. Это меньше, чем предусмотрено в ныне действующем соглашении – $1 млрд. в год, но не менее $550 млн. и не более 26% общего объема продаж De Beers. Но если учесть, что в рамках данного соглашения "АЛРОСА" реализовала алмазов всего на $3,5 млрд., снижение квоты есть скорее корректировка "по факту", а не кардинальное изменение позиций.

Кроме того, De Beers отказывается со следующего года от одноканальной системы сбыта, позволявшей поддерживать приемлемые цены на сырые алмазы, придерживая их во время падения спроса и выбрасывая во время всплеска. Учитывая, что у "АЛРОСА" пока нет самостоятельной сети сбыта, это может негативно сказаться на прибылях в условиях продолжающегося спада на рынке.

У правительства есть свой план: увеличение продаж на внутреннем рынке. В 2000 году "АЛРОСА" добыла алмазов на сумму $1,623 млрд., а продажи необработанных алмазов в первом полугодии 2001 года составили $909,32 млн., что на 22,3% выше соответствующего показателя за аналогичный период прошлого года. Правительство хочет направить этот увеличивающийся поток на предприятия собственной страны, но для "АЛРОСА" внутренний рынок не очень интересен из-за низкой платежеспособности российских заводов и отсутствия крупных покупателей. "Кто может еще покупать алмазов на 100 млн. долларов в месяц?" – резонно замечает генеральный директор "АЛРОСА" Вячеслав Штыров, говоря о приоритете сотрудничества с De Beers.

Конфликт интересов разрешился началом либерализации алмазного экспорта, на которую пошло правительство. Отныне гранильные предприятия получают право самостоятельного экспорта алмазного сырья в объеме до 15% от закупленного ими, а также отправлять алмазы на обработку за рубеж по давальческим схемам. Соответствующий Указ президента о либерализации алмазного рынка подготовлен, и отныне правительство устраняется от вмешательства непосредственно в торговлю алмазами, оставляя за собой регулирующие функции, принятые в развитых странах. И хотя эта мера подрывает российскую монополию "АЛРОСЫ", последняя, по словам ее гендиректора, не видит для себя опасности и не собирается менять традиционное поведение на рынке: "В ближайшие пять лет эти отношения (с De Beersред.) важно сохранить. А дальше бизнес может пойти и по другому пути".

Но бизнес может пойти по другому пути гораздо раньше. Конечно, 5% от общероссийской добычи алмазов (именно столько может составить доля самостоятельного экспорта гранильных предприятий) не повлияют на общемировые цены даже в случае демпинга. Однако собственные экспортные возможности и выход на гранильные предприятия других стран помогут российским заводам поднять производство и увеличить выпуск высококачественных бриллиантов. И хотя самостоятельный экспорт бриллиантов и ювелирных изделий для них пока закрыт, давление в этом направлении будет нарастать. Не стоит обольщаться по поводу возрождения былой славы российских бриллиантов, но высокое качество российского сырья и квалификация российских ювелиров общеизвестны. Сегодня основная беда – отсутствие у заводов средств на современное оборудование. Получи они такие средства – и, с учетом дешевизны российской рабочей силы, у мировых производителей ювелирных изделий появится серьезный конкурент.

Это вовсе не прельщает De Beers: можно как угодно трактовать обвинения корпорации в том, что именно благодаря соглашению с ней российская гранильная промышленность пришла в упадок, но нельзя не признать, что цели удержания цен на мировом рынке для нее важнее российских проблем.

Поэтому, как бы ни делали хорошую мину участники соглашения, ясно, что прежней стабильности уже не будет. Хорошо это или плохо – другой вопрос. Ясно, что до развития собственных сбытовых структур нашим предприятиям на мировом рынке все равно не к кому идти, кроме De Beers. И "АЛРОСА" вряд ли проникнется нуждами российских гранильных заводов: лучшие алмазы будут по-прежнему проплывать мимо них. Но если найдется на алмазообрабатывающую отрасль свой Дерипаска, сегодняшняя картина может измениться кардинально – и гораздо быстрее, чем на это рассчитывают участники соглашения.

Выбор читателей