Пенсионерам гарантируют $22 в месяц

Ближайшим поколениям пенсионеров реформа золотых гор явно не сулит. Все усовершенствования касаются тех, кто выйдет на пенсию лет через 20-30, то есть тех, кто успеет сам себе ее накопить

С 1 января 2002 года в России вступят в силу новые правила пенсионного обеспечения. Обозреватели отмечают редкую согласованность российской законодательной структуры, которую та проявила в ходе принятия пакета пенсионных законов. Несмотря на неизбежно возникшие споры, законопроекты были одобрены в том виде, в котором думский комитет по социальной политике согласовал их с правительством и с президентом. Это, впрочем, относят на счет интриги, которую пропрезидентские фракции провели в социальном комитете палаты. Проект реформы, кстати, сразу же окрестили президентским, причем и сам президент горячо выступил в его поддержку (назвав очень качественным).

Полагают, что итоги обсуждения нового пенсионного законодательства были предопределены. Дело в том, что вокруг согласованных с исполнительной властью проектов сложилось достаточно устойчивое депутатское большинство. Его основу составили центристские фракции: "Единство", ОВР, "Народный депутат" и "Регионы России". После некоторых колебаний к ним присоединились фракции СПС и "Яблоко", хотя и не в полном составе. Тяжкая участь – выступать против – досталась фактически одним только коммунистам: они, как известно, изначально не верят ничему, что исходит от исполнительной власти.

Так что же преподнесла исполнительная власть (с одобрения власти законодательной) в подарок россиянам к старости? По словам главы Пенсионного фонда Михаила Зурабова, пенсионная реформа проводится в "интересах нынешнего поколения пенсионеров, а не на будущее". Принятые законы должны решить в этом смысле целый ряд вопросов: они урегулируют проблемы с работающими пенсионерами, с пенсионерами, получающими пенсии за выслугу лет, с начислением пенсий с учетом районных ("северных") коэффициентов, а также инвалидам разных категорий.

Ну, что касается инвалидов, то им просто поднимут пенсии. С коэффициентами тоже, вроде, не сложно. А вот пенсионерам по старости теперь придется долго разбираться в хитросплетениях выплачиваемых им пособий. Концепция пенсионной реформы предполагает, что трудовая пенсия отныне будет состоять из трех частей. Первая часть называется базовой, ее будут получать все в одинаковом размере – 450 рублей. Вторая часть – страховая, станет высчитываться в зависимости от того, сколько денег накоплено на персональном счете каждого работника в течение всего его трудового стажа. Третьей же частью станет накопительная пенсия. Она возникнет благодаря тому, что часть отчислений, производимых работодателем, будет скапливаться на отдельном счете, средства которого Пенсионный фонд будет инвестировать в различные прибыльные, на его взгляд, проекты.

Итак, чем все это грозит? Эльвира Ермакова, заместитель председателя комитета Государственной думы по труду и социальной политике, уверяет, что с точки зрения работодателя новая система ровным счетом ничего не меняет: "Сейчас работодатель отчисляет в Пенсионный фонд 28% от фонда оплаты труда. По новой пенсионной системе порядок уплаты налога в Пенсионный фонд остается прежним – 28%". Только теперь эти взносы будут разделяться в Пенсионном фонде на базовую и страховую часть пенсии поровну, по 14%, а в отношении тех, кому до 35 лет, – соответственно, на 14% и 12%. Еще 2% будут формировать накопительную часть пенсии для молодого поколения.

Много это или мало? И на что, собственно, может рассчитывать россиянин, достигший пенсионного возраста? Итак, базовая пенсия (это, по сути, аналог нынешней минимальной пенсии) составит пока 450 рублей в месяц. Вместе со второй частью, страховой, новые пенсии должны быть не менее 660 рублей в месяц. Впрочем, все составляющие будущей пенсии предполагается ежегодно индексировать с учетом уровня инфляции. Так что пока можно смело положиться на гарантированные 22 доллара в месяц, это факт. А каковы перспективы?..

Неужели для реального улучшения жизни нынешнего пенсионера нужно еще повысить ставку пенсионных отчислений для предприятий, которая и так-то у нас одна из самых высоких в мире? Нет, уверяют эксперты. Есть еще такое понятие как эффективность пенсионных отчислений. О норме этой эффективности можно судить по некоторым цифрам из зарубежной практики. В США, скажем, пенсионный тариф установлен на уровне 12%, а средняя пенсия составляет 40% от средней заработной платы. В Германии тарифы 17%, а средняя пенсия – 50-55% от средней заработной платы. В Италии, где собираемость налогов гораздо ниже, тариф установлен на уровне 29%, а пенсия – 55% от средней заработной платы. У нас же при тарифе в 28%, пенсия составляет только 30% средней зарплаты. То есть отдача практически в 2 раза ниже, чем в Италии.

Напрашивается банально-печальная реплика, вроде: ну что ж, у нас ведь все уходят от налогов! Но вот эксперты убеждены, что дело не только в этом. По мнению заместителя председателя бюджетного комитета Государственной думы Оксаны Дмитриевой, низкая отдача пенсионных отчислений говорит прежде всего о том, что "российский Пенсионный фонд из рук вон плохо справляется с распределительной функцией". Причем "за время, сколько мы говорим о реформе, практически ничего не было сделано, чтобы проанализировать, насколько эффективно это финансово-кредитное учреждение вообще работает". И действительно, только однажды, с использованием кредита Всемирного банка, был проведен аудит Пенсионного фонда. Его результаты сразу же "закрыли" – видимо, чтобы не шокировать общественность. Уже было несколько депутатских запросов для их получения, но это не увенчалось успехом.

И вот теперь ПФ обретает новые функции. Он будет аккумулировать и распределять средства, а также направлять финансовые потоки, работая как своеобразный инвестиционный фонд. Оксана Дмитриева полагает, что подобный "правовой гибрид" создавать ни в коем случае нельзя: "Он начисляет и учитывает, он собирает и аккумулирует деньги и он их выплачивает". Очень сомнительны "успехи" ПФ по распоряжению средствами распределительных пенсий, но еще сложнее будет проконтролировать махинации Фонда с накопительными взносами. За рубежом, к примеру, накопительные системы являются частными и, естественно, добровольными.

Впрочем, ничто зарубежное нам не чуждо: концепция реформы предусматривает и создание негосударственных пенсионных фондов. Их, правда, санкционируют не ранее 2004 года, когда будут подведены первые итоги работы новой системы.

Тогда эта штука будет называться "профессиональные пенсионные системы". Их суть в том, что компания-работодатель за счет дополнительных обязательных страховых взносов аккумулирует некоторые средства для перечисления на договорных началах в самостоятельный негосударственный пенсионный фонд, который и будет начислять "профессиональную" пенсию работникам компании с учетом их трудового стажа, условий труда, величины страховых отчислений и т.п. Пока, впрочем, правительство обдумывает, как бы так поделикатней преподнести это новшество Думе и обществу, чтобы не натолкнуться сразу же на непонимание "широких слоев".

Ведь очевидно, что создание частных пенсионных фондов будет означать, в известной мере, перекладывание государством пенсионного бремени с себя на частный капитал, который не может дать никаких суверенных гарантий пенсионерам. Но такова уж мировая практика! Частные фонды могут решить те проблемы, с которыми государство справиться не в состоянии: банально улучшить материальное состояние пенсионеров, стимулировать уплату пенсионных взносов и увеличить накопительные отчисления (позволяющие делать долгосрочные инвестиции в экономику). В мире давно подмечено, что взносы в частные фонды делаются охотнее, поскольку воспринимаются компаниями не как налогообложение, а как своеобразный "договор поколений" и весьма реальные инвестиции. Пенсионная система в целом получит рыночное регулирование, то есть будет накапливать столько средств, сколько требует (и сколько может освоить) финансовый рынок.

Все это звучит заманчиво и перспективно, но, увы, не для нынешнего пенсионера или даже человека средних лет, коих в России, по статистике, становится все больше. Ближайшим поколениям пенсионеров такая реформа и такой Пенсионный фонд золотых гор явно не сулят. "Находиться в прежнем звании", – писал, заняв трон, Павел I, правда, не о пенсионерах, а о крепостных крестьянах. Все пенсионные усовершенствования касаются, по сути, тех людей, кто выйдет на пенсию лет через 20-30, то есть тех, которые успеют сами себе ее накопить. Но ведь и за них государство сейчас не особенно радеет, считает Оксана Дмитриева, поскольку "никакой ответственности перед ними нынешние чиновники нести не будут". В общем, если бы к законопроектам полагались эпиграфы, то весь "пенсионный пакет" стоило бы предварить строками Некрасова: "Жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе".

Выбор читателей