Бензин у нас никогда сильно не дешевел...

Главное условие начала устойчивого повышения нефтяных цен – возобновление роста в мировой экономике. Дотянет ли до этого времени Россия?

Учитывая тот факт, что для России нефть – это нечто большее, нежели просто минеральное сырье для производства топливной и химической продукции, можно сказать, что нам все-таки повезло. Худо-бедно, но с момента решения российского руководства о сокращении экспорта "черного золота" на 150 млн. баррелей/сутки на мировом нефтяном рынке замаячил признак некоторой стабильности. Михаил Касьянов во время своего недавнего турне по Южной Америке еще раз напомнил, что наша страна хотела бы видеть нефтяные цены в диапазоне 20-25$/баррель. Это означает подтверждение намерений России следовать в русле политики "мирового нефтяного сообщества", направленной на стабилизацию и рост нефтяных цен. А также отказ (хотя бы формально) от попыток обособить свое положение на фоне остальных крупнейших нефтедобывающих стран. Перешагнув через "собственную гордость", мы наконец-то поставили точку в затянувшемся процессе торговли и пререканий вокруг снижения нефтяного экспорта. В итоге падение нефтяного рынка прекратилось, сменившись состоянием напряженного ожидания. В последнее время котировки ближайших фьючерсных контрактов по нефти "brent" потихоньку начали "обживаться" вокруг уровня 19$/баррель.

Итак, можно констатировать, что противостояние в рядах основных нефтедобытчиков преодолено. Подтверждено согласие крупных нефтяных игроков, не входящих в ОПЕК, включая упрямицу-Россию, на снижение экспорта. ОПЕК все же не стала излишне раскачивать рынок, согласившись на суммарное сокращение экспорта неОПЕКовскими странами на 462,5 тыс. баррелей/сутки, вместо требуемых им 500 тыс. Момент истины настанет 28 декабря в Каире, где должно быть принято решение о снижении картелем экспортных квот на 1,5 млн. баррелей/сутки.

Пока рынок не лишен оптимизма, ожидая, что в результате совещания в Каире все-таки будет дан старт всеобщему снижению экспорта почти что на 2 млн. баррелей/сутки. Это наверняка позволит еще немного поднять цену нефти и даже на некоторое время стабилизировать ее на новом уровне. Возможно, в случае благоприятного исхода каирской встречи, цена нефти "brent" в начале года и окажется в районе 20-22$/баррель.

Но ожидание события – еще не само событие. Следует помнить, что нефтяные шейхи из ОПЕК не чужды громких заявлений, которые отнюдь не всегда в полной мере подкрепляются действиями. То же можно сказать и об остальных участниках нынешнего соглашения о сокращении экспорта нефти. Вот когда картель и его партнеры заявят о снижении экспорта, можно будет делать окончательные выводы.

Важнейшим критерием оценки состояния нефтяного рынка остается объем запасов "черного золота". А все последние данные о состоянии запасов говорят о том, что особого недостатка в нефти пока не наблюдается, скорее наоборот. Спад в мировой экономике не способствует росту потребления нефти, а значит, и цен на нее. Достаточно теплое начало зимы в США и продолжающееся снижение объема авиаперевозок также не предвещают ничего хорошего торговцам "черным золотом". Таким образом, пока достаточно высока вероятность того, что спрос на нефть и нефтепродукты будет снижаться и дальше.

Именно баланс спроса и предложения будет формировать уровень цен на рынке, когда уляжется ажиотаж вокруг решения о сокращении экспорта крупнейшими нефтедобытчиками.

Однако велика вероятность, что обещания сократить экспорт могут так и остаться обещаниями. Хроническая тяга к нарушению договорной дисциплины среди участников ОПЕК – известный факт. Но подобные сомнения касаются не только членов картеля. Весьма сомнительными выглядят и обязательства России, обещающей сократить экспорт на 150 тыс. баррелей/сутки. Так, некоторые крупнейшие российские нефтяные компании отнюдь не собираются сокращать производство. На днях на заседании Совета директоров компании "ЮКОС" была утверждена производственная программа на 2002 г., согласно которой предполагается увеличить добычу нефти на 24,3% – до 71,5 млн. тонн (522 млн. баррелей). Таким образом, дневной прирост добычи нефти одним только "ЮКОСом" составит около 280 тыс. баррелей/сутки. Об увеличении добычи где-то на 20% заявляет и компания "Сибнефть". Маловероятно, что вся образовавшаяся прибавка будет реализована на внутреннем рынке: в предстоящем году в России ожидается снижение темпов экономического роста, так что особых причин для увеличения потребления нефтепродуктов не наблюдается. Слабо верится и в возможность серьезного снижения цен на топливо, теоретически неизбежного в случае увеличения количества нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке. Бензин в России никогда заметно не дешевел, невзирая на мировые нефтяные цены. Посему, что бы ни говорили правительственные чиновники, реальное соблюдение российской стороной обещаний снизить нефтяной экспорт вызывает большие сомнения.

Развитие событий в других нефтяных странах вряд ли будет сильно отличаться от российского сценария. Отсюда можно сделать осторожный вывод, что эффект от солидарного решения ведущих нефтедобытчиков снизить экспорт на 2 млн. баррелей/сутки будет, скорей всего, краткосрочным. Его влияние на общее количество нефти на рынке, да еще и в условиях мировой рецессии, весьма сомнительно.

Самое главное условие начала устойчивого повышения нефтяных цен – это начало роста в мировой экономике. Аналитики расходятся во мнениях, когда это произойдет, но в любом случае – не раньше второго полугодия 2002 года. Вопрос о том, на каком уровне окажутся к этому моменту мировые нефтяные цены, остается открытым.

Выбор читателей