Промискуитет – это наше всё

Бессмертие и изобилие пищи – отличительные признаки синдрома Рая. Человек живет вечно и в полнейшем счастье, так как ест, не будучи вынужденным работать, а любовь избавлена от традиционных запретов

В свое время великий Фрейд сделал прорыв, изучая культы архаических племен. Результатом его наблюдений стала классическая работа "Тотем и табу". Затем многие антропологи воспользовались методикой отца психоанализа, начав тщательно изучать религиозные течения у племен, живущих в первобытных условиях.

В исследованиях знаменитого культуролога румынского происхождения Мирче Элиаде встречается описание феномена, проливающего свет на некоторые аспекты современных течений в культуре. Они в очередной раз подтверждают мысль о том, что все якобы новейшие течения в культуре западной цивилизации имеют аналоги в мифологическом сознании оторванных от мировой цивилизации этносов.

В 1944-1945 гг., пишет Элиаде в своей классической работе "Мефистофель и андрогин", на Эспириту-Санту, одном из островов Гебридов, появился странный новый культ. Основатель культа некто Цек разослал по деревням следующее послание: мужчины и женщины должны сбросить всё, чем прикрывают гениталии, а также снять жемчужные ожерелья и другие украшения. "Уничтожьте все эти предметы, а также все циновки и орудия для плетения корзин. Сожгите свои дома и постройте в каждой деревне две большие спальни: одну для мужчин, другую для женщин. Пары больше не должны спать вместе по ночам. Постройте также большую кухню, в которой будете готовить пищу, пока еще светло; строго запрещается готовить ночью. Перестаньте работать на белых. Зарежьте всех домашних животных: свиней, собак, кошек и др.". Цек приказал также отменить многие племенные табу, например запрещение браков внутри тотемной группы, обязанность покупать жену, отделение от прочих молодой матери после родов. Подлежали изменению и погребальные обычаи: покойника не следовало хоронить в его хижине, а требовалось выставлять в джунглях на деревянной платформе. Но наиболее сенсационная часть послания Цека заключалась в том, что вскоре на остров явится "Америка"; все приверженцы культа получат много товаров; и, более того, никогда не умрут, будут жить вечно.

В этих чертах узнаются особые характеристики "карго-культов" (от англ. cargo –"судовой груз"), милленаристских (от millenium – тысячелетнее царство изобилия) и эсхатологических движений в Океании, о которых в дальнейшем пойдет речь.

Нудистский культ на Эспириту-Санту продолжал распространяться несколько лет. К нему примкнула треть населения. Сторонниками культа был принят общий язык, названный матап, хотя деревни принадлежат к разным языковым группам. Вне традиционных племенных структур образовалось новое единство – подобие религиозного ордена. Члены секты были убеждены в совершенстве нового порядка и в том, что старый плох. Христианство открыто отвергалось. Центры нового культа расположены в деревнях в центре острова, где, вероятно, никогда не бывал ни один белый. Подобно всем другим милленаристским культам Океании, этот культ по своему характеру был антибелый.

Однако успех ему не был обеспечен. Обещанная утопия не осуществилась, а гигантское разрушение имущества разорило целые районы. Кроме того, туземцы стали возражать против нудизма и оргиастического промискуитета. Ибо, по словам информаторов, подлинная причина нудизма – это поощрение оргий. Самому основателю культа приписывают слова, что, поскольку половой акт – функция естественная, он должен совершаться публично и при свете дня, как у собак и птиц. Все женщины и девушки, без различия, принадлежат всем мужчинам. Естественно, туземцы, включая даже некоторых последователей культа, были встревожены уничтожением своего имущества и сексуальной вседозволенностью.

Эсхатологический нудизм и разрушение вещей и орудий имели смысл лишь как ритуальный акт, предшествующий новой эре процветания, свободы, блаженства и вечной жизни – и подготовляющий ее. Раз Царство никак не наступало – последовало то, что всегда следует в истории милленаристских движений: первоначальный энтузиазм сменился разочарованием и усталостью.

"Карго-культы" – это движения, возникшие после двух мировых войн на ряде островов Меланезии. Причиной их было появление множества американских и европейских товаров, привезенных войсками, высадившимися для борьбы с Японией. Туземцы придавали незнакомым вещам магический смысл и поняли прогресс как приближение райского состояния.

Фактически упомянутый вождь Цек объявлял в своем послании, что Рай на Земле возвращается. Люди не будут больше работать; у них не будет надобности в орудиях, домашних животных или имуществе. Как только будет отменен старый порядок, законы, правила и табу потеряют смысл. Запреты и обычаи, санкционированные традицией, уступят место абсолютной свободе; прежде всего – сексуальной свободе, оргии.

В человеческом обществе самым строгим табу подвергается сексуальная жизнь. Быть свободным от законов, запрещений и обычаев – значит вновь открыть первобытную свободу и блаженство, состояние, предшествовавшее нынешнему человеческому, фактически райское состояние.

Нудисты Эспириту-Санту старались сделать свое сексуальное поведение подобным поведению животных, т.е. отбросить всякий стыд, поскольку они считают себя снова безгрешными. По той же причине они ждали и бессмертия, и прибытия американцев, нагруженных дарами. Трудно сказать, является ли, по мысли основателя культа, бессмертие одним из американских даров или это самопроизвольный результат наступления эсхатологического Царства.

В любом случае, бессмертие и изобилие пищи – отличительные признаки синдрома Рая. Человек живет вечно и в полнейшем счастье, так как ест, не будучи вынужденным работать, а любовь избавлена от традиционных запретов.

Европейцы были особенно поражены колоссальным уничтожением имущества и полной остановкой всякой деятельности. Вот выдержки из отчета резидента судебных органов, который совершил визит в один из регионов Папуа, зараженный так называемым "Безумием Вайлалы": "Все они сидели неподвижно и не проронили ни слова в течение тех нескольких минут, пока я смотрел на них. Можно было прийти в бешенство от одного их идиотского вида. Целая группа крепких, хорошо сложенных туземцев в новой одежде сидят среди бела дня и молчат, как камни или чурки, вместо того чтобы работать или заниматься каким-нибудь делом. Напрашивался вывод, что им прямая дорога в сумасшедший дом".

Западному человеку трудно было понять эту ритуальную неподвижность: это была не просто лень, а чистое безумие. Однако туземцы соблюдали обряд: они ждали мертвецов, и поэтому им запрещалось работать. Но теперь это было не только возвращение мертвецов в день Нового года и ежегодное обновление Мира. Они ждали того, что можно было бы назвать вступлением в новую мифическую эру, началом Великого Года. Мертвые вернутся, чтобы никогда больше не покидать живых. Уничтожение смерти, старости и болезни покончит со всеми различиями между живыми и мертвыми. Это радикальное обновление мира было практически открытием Рая. И поэтому, ему должны были предшествовать ужасные катаклизмы: землетрясения, потоп, тьма, огненный дождь и т.п. Старый мир должен был подвергнуться полному разрушению, чтобы открыть дорогу новой космогонии, новому образу жизни – райскому существованию.

Помимо этого, туземцев разочаровывали встречи с официальным христианством. Ибо больше всего привлекало их к христианству именно провозглашение радикального обновления Мира, неизбежного прихода Мессии и воскрешения мертвых; глубочайший отклик в них возбуждали пророческие и эсхатологические аспекты христианской религии. Но как раз эти аспекты христианства миссионеры и новообращенные опускали, ими пренебрегали.

Милленаристские движения стали яростно антихристианскими, когда их предводители поняли, что миссионеры не верят в реальность кораблей мертвецов с их грузом даров, фактически не верят в неизбежность Царства, в воскрешение мертвых и открытие Рая на Земле.

Теперь, ретроспективно глядя на эти чрезвычайно любопытные этнографические наблюдения Элиаде и сопоставляя их со всем известными постулатами теорий Фрейда и Юнга, легко понять даже не природу нудизма как такового, хотя это и интересная тема. Идеология нудистов, или, как они больше любят себя называть, натуристов в подоплеке имеет не что иное, как легитимизацию промискуитета и высвобождение оргиастических желаний.

Концепция "карго-культов" и заложенные в нее принципы в десакрализованном виде являются источником и современных эсхатологий, политических и исторических.

В сильно секуляризованном виде современное "цивилизованное" общество еще сохраняет надежду на всеобщее обновление, которое совершит победа какого-либо класса, партии или персонажа. Марксистский миф о золотом веке, который принесет окончательная победа пролетариата, до сих пор в такой гигантской в этническом смысле стране как Китай, в умах людей во многих иных странах, в России в том числе составляет самую захватывающую эсхатологию. Ведь по учению коммунистов именно бесклассовое общество будущего было призвано положить конец всем конфликтам. Это был своеобразный земной рай, где люди должны получать по потребностям, а отдавать по возможностям, то есть только наслаждаться жизнью.

Не хватало только мотива возвращения мертвецов, хотя с появлением генной инженерии идея бессмертия вновь ожила.

Если и существует мистификация – она, как видим, родилась не в умах первобытных людей, которые видят в космических ритмах образец истинного существования, а среди современных материалистов или прагматиков, верящих, что, пользуясь юнгианской терминологией, наше коллективное бессознательное подчиняется неким "научным" законам.

Выбор читателей