Пираты разоряют государство

У современного рынка ПО есть две важнейшие проблемы - проблемы свободного софта и пиратства. Поэтому государству необходимо уделять больше внимания вопросам борьбы с пиратством и нарушениями авторских прав

Рынок программного обеспечения неуклонно растет. Во многом это связано с тем, что роль программного обеспечения (ПО) в современных компьютерных системах уже давно является более значимой, нежели роль самого оборудования. Часто стоимость ПО превышает стоимость оборудования, на которое оно установлено.

При всем внешнем благополучии, рынок ПО имеет две очень серьезные проблемы, специфичные для него – это проблемы свободного софта и пиратства. Стоит заметить, что это вопросы совершенно разного порядка, однако часто мы сталкиваемся с тем, что люди не способны различать их.

Пиратство – незаконное распространение проприетарного ПО, т.е. ПО, за лицензию на которое производитель по закону берет плату. Пиратские экземпляры программ могут распространяться за заведомо более низкую плату или вообще бесплатно.
Однако не стоит путать пиратские копии с бесплатным ПО и со свободно распространяемым ПО, которые по сути своей совершенно легальны.

В данном кратком обзоре мы будем говорить только о проприетарном ПО и о проблеме пиратства. На данный момент объемы и обороты рынка проприетарного ПО значительно превосходят объемы рынков свободного ПО. В том числе это означает и то, что для государства указанный рынок выгоден – и с точки зрения уплаты налогов, и с точки зрения большого количества рабочих мест.

Так, по оценкам компании Datamonitor, в 2000 году индустрия ПО непосредственно создала 137 тыс. рабочих мест в восточноевропейских странах. Компания Datamonitor прогнозирует, что по мере развития индустрии ПО количество работников, занятых в этой сфере производства, возрастет на 69% в период с 1999 г. по 2004 г. и составит 180 тыс. человек. Более того, по оценкам компании, наибольший рост ожидает Россию и Украину.
Однако, все эти выводы действительны только при одном условии – неизменном уровне пиратства. Снижение уровня пиратства в России и на Украине всего лишь на 10% в 2000-2004 гг. приведет к значительному росту занятости: среднегодовой темп роста увеличится в России с 13% до 24%, а на Украине – с 10,5% до 21%. Следовательно, даже такое незначительное снижение уровня пиратства дает импульс для развития рынка труда в странах Восточной Европы, особенно в России и на Украине, способствуя формированию там современной высокотехнологичной экономики.
Более того, если бы к 2004 г. пиратство снизилось до уровня Западной Европы, тогда бы индустрия программного обеспечения в восточноевропейских странах способствовала созданию такой же доли работников сферы производства ПО в общей занятости населения (0,29%), какая существует сегодня на наименее развитом рынке Западной Европы.
Не стоит забывать, что рынок ПО не существует сам по себе, и от его роста зависит и рост смежных рынков – рынков, потребляющих ПО.

Пиратство, принося убытки или точнее прибыль, меньше ожидаемой, для разработчиков ПО, в первую очередь ударяет не по благосостоянию компаний, а по карману людей, занятых в этой области. От снижения уровня пиратства зависит рост заработной платы в секторе. Что, в свою очередь, привело бы и к увеличению налоговых отчислений и к уменьшению так называемой "утечки мозгов".

Впрочем, основные налоговые поступления государство получает не от физических лиц, а от компаний. И тут тоже просматривается прямая зависимость между уровнем пиратства и объемами уплаченных налогов. По данным Datamonitor в России объем рынка ПО составляет $191 млн, что меньше, чем во многих странах Восточной Европы, например, Польши ($387 млн), Чехии и Венгрии ($279 и $232 млн соответственно). Столь радикальное отставание объясняется, во-первых, тем, что в России рынок ПО более молодой, и, во-вторых, высоким (88%) уровнем пиратства. Столь большой уровень пиратства привел к тому, что государство недополучило $1,44 млн от розничной торговли и $731 млн от налоговых поступлений. Ожидается, что в 2004 г. рынок увеличится до $395 млн, а налоговые отчисления составят $201 миллион. По данным, полученным на основании исследований IDC и BSA, можно сделать вывод, что если пиратство останется на уровне 2000 г., то к 2004 г. потери ВВП составят $7,8 миллиардов. Если уровень пиратства к 2004 г. упадет на 10%, то потери составят около $7 миллиардов. Если же уровень пиратства снизится до среднего западноевропейского уровня (34%), то потери ВВП составят $4,8 миллиардов.

Очевидно, что государству необходимо уделять больше внимания вопросам борьбы с пиратством и нарушениями авторских прав. Эти вопросы неоднократно поднимались в Государственной думе. Они же будут одними из ключевых для создающейся ассоциации ИТ-рынка.

Индустрия ПО, конечно, не является определяющей для России, однако ее политическое и экономическое влияние усиливается с каждым днем. Оздоровление индустрии путем смягчения помех в виде пиратства, несомненно, приведет к благоприятным последствиям для экономики и социальной сферы страны уже в ближайшее время.


Выбор читателей