Николь Кидман опасна для беременных

"Другие" – очень качественный кинематографический продукт. Тщательно выстроенный и смонтированный, безупречно художественно оформленный, очень красивый и стильный. И очень страшный

Другие (The Others, США, 2001)
Режиссер: Алехандро Аменабар
В ролях: Николь Кидман, Кристофер Экклстоун, Фионнула Франаган


Николь Кидман по праву может считаться героиней года в мировом шоу-бизнесе. Она великолепно сыграла две совершенно непохожие роли: в самом нашумевшем мюзикле сезона "Мулен Руж" Бэза Лурмана, и вот теперь – в "Других" Алехандро Аменабара, пожалуй, самом страшном фильме начала века. Кроме того, поклонники актрисы во всем мире оценили ее вокальные данные: ролики с участием теперь уже певицы Кидман в дуэте с Робби Уильямсом и Эваном МакГрегором занимают верхние строчки мировых чартов.

До последнего времени мало что предвещало подобный успех. Тридцатидвухлетняя Кидман больше была известна в качестве жены Тома Круза. Прорывом стал последний фильм великого Кубрика "Широко закрытые глаза" (Eyes Wide Shut), к сожалению, так и не вышедший в российский прокат, где звездная пара предстала в несколько неожиданных амплуа, отойдя от имиджа лиц с конфетных фантиков.

Особенно это касается Николь Кидман. До сих пор режиссеры упорно эксплуатировали ее типично англосаксонскую кукольную внешность в ущерб прочим дарованиям. С 1999 года в жизни актрисы все изменилось. Маэстро Кубрик открыл в этой австралийке незаурядный актерский дар, и, как в случае с Траволтой после фильма Тарантино, у нее появилась возможность выбирать роли. Хотя все говорят, что самая влиятельная фигура в Голливуде среди женщин на сегодня "красотка" Джулия Робертс, я с трудом могу припомнить больше одной-двух ее ролей, о которых можно серьезно говорить.

Мне кажется, что Николь Кидман сейчас по всем параметрам опережает соперниц, и если дело так пойдет и дальше, именно эта актриса станет лицом "Фабрики грез" на ближайшие годы.

Фильм "Другие" тому яркое подтверждение. Это картина, снятая в Британии испанским авторским коллективом, с английскими актерами (не считая Кидман), на американские деньги. Продюсером стал Том Круз, ответственность за проект взяла на себя студия Miramax Films. Кооперация европейского художественного видения и голливудского профессионализма принесла ощутимые плоды.

Для начала надо сказать, что фильм получился действительно страшный, как и рассчитывал режиссер Аменабар. Причем никаких особенных спецэффектов и тем более хлещущей изо всех пор крови или там отрезанных голов нет и в помине. Действие разворачивается в особняке викторианской эпохи на острове Джерси сразу по окончании Второй мировой войны. Сюжет классический – дом с привидениями.

В огромном старинном особняке живет странная семья – мать (Кидман) и двое ее детей лет восьми и десяти, страдающих фотофобией, то есть аллергией на солнечный свет. Муж и отец семейства ушел воевать с гитлеровцами, а сам остров до недавнего времени был оккупирован немцами и с него эвакуировались почти все жители. В один из осенних дней 1947 года все слуги внезапно покинули особняк и оставили хозяйку с детьми в состоянии полной беспомощности. Дело в том, что из-за странной болезни и угрозы получить световой ожог жизнь в доме подчинена строжайшему правилу: ни одна дверь не может быть открыта, пока не заперта предыдущая. В каждой комнате тщательно задергиваются шторы, и вся жизнь проходит при свете керосиновых ламп.

Решение проблемы появляется с приходом новый прислуги – доброжелательной пожилой экономки, послушного старого садовника и молоденькой немой горничной. Тщательно проинструктированные слуги занимаются своими делами до тех пор, пока в доме не начинают происходить зловещие чудеса. Старшая дочка постоянно видит призраков и пугает ими младшего брата. Ей кажется, что четыре человека – семья, в том числе мальчик по имени Виктор – живут в соседних комнатах и все время пытаются вступить в контакт. Маленький братишка ничего такого не замечает и от ужаса лишается сна. Строгая и очень религиозная хозяйка-мать наказывает выдумщицу, но внезапно понимает, что девочка права. В доме кто-то есть. Догадку подтверждают не только страшные внезапные шумы, но и найденные семейные альбомы, где запечатлены мертвые люди в одежде, сидящие в комнатах, в креслах, за столом – в общем, как бы живыми. Старая экономка, которая, оказывается, уже работала в этом особняке в молодости объясняет хозяйке, что горе утраты близких от внезапной эпидемии туберкулеза на острове было настолько велико, что дагерротипы мертвецов, по народным поверьям, нужны были для того, чтобы их души вселялись в фотографии. Среди множества снимков почему-то не хватает только одного. Ну ничего, он найдется...

Дальше – больше. С войны возвращается муж героини и спустя день-другой уходит так же внезапно, как и появился, уходит на закончившуюся войну. Дети плачут, жена в отчаянии.

Тут зритель уже чувствует совсем неладное и начинает смутно догадываться – сейчас появится нечто страшное и всех съест. Действительно, привидения все настойчивее заявляют о своем присутствии, сам фильм превращается в череду пугающих эпизодов, кульминацией которых становится дружный зрительский крик при долгожданном прорыве в "другую" реальность.

К чести авторов должен сказать, что сценарий продуман весьма тонко и до последнего эпизода сохраняет интригу, а не только законный жанровый "саспенс". В результате главного сюжетного поворота впечатление от пугающего, но в общем-то привычного хода событий только усиливается, достигая эффекта разгадывания хитроумной игры-головоломки.

Среди публики кто-то (якобы) догадывается о сути происходящего к середине ленты, для кого-то откровением являются последние минуты, но равнодушным это кино оставить не может. Хотя жанр "дома с призраками" выдержан в самых классических тонах. На предварительном показе, где собираются привычные ко всему кинообозреватели, публика поначалу пыталась похихикать над кажущейся простотой эпизодов с появлением духов. К середине фильма это хихиканье превратилось в нервный смешок, а к финалу вылилось во всеобщий крик ужаса. Давно я не видел такой реакции, честно говоря. Да и сам едва ли предполагал, что могу так по-детски пугаться очевидных режиссерских трюков.

Самое любопытное, что Аменабар почти отказался от внешних эффектов; все держится на актерском мастерстве, в первую очередь, конечно, главной героини. И тут еще раз стоит отметить талант Николь Кидман. Ее образ в "Других" настолько лаконичен, что даже природная красота несколько блекнет под маской бескомпромиссной англиканки, типичной сухой британской леди с безупречными манерами, попавшей в трудные обстоятельства. Ярко-голубые глаза и вздернутый носик, делавшие из актрисы этакую куклу Барби, в картине Аменабара являют теперь не животную сексуальность, а сдержанность, аристократизм и породу.

С точки зрения актерского состава, ее партнеры в фильме тщательно оттеняют сильную роль героини. Детей отобрали в результате почти пяти тысяч кинопроб в 70 английских школах. На роли слуг приглашены пожилые звезды второго плана британского кино. Все выверено с предельной точностью в духе европейской классической литературы.

"Другие" – целиком жанровое кино, к которому у меня и так всегда меньше претензий, чем к "реалистическому". Вместе с тем этот фильм, хотя и несомненно вторичен по отношению к лучшим образцам жанра и даже во многом их копирует, – очень качественный кинематографический продукт. Тщательно выстроенный и смонтированный, безупречно художественно оформленный, очень красивый и стильный. Композитором выступил сам режиссер.

Конечно, законы жанра заставили авторов в какой-то момент прибегнуть к набору традиционных трюков, сгустить туман и высветить потусторонним светом ужасные маски, но тем не менее в "Других" психология не принесена в жертву технологии.

Ставить кино в духе сотни раз экранизированного готического романа и создать действительно нечто пугающее – это надо быть большим энтузиастом. Как признается режиссер, его давнишней мечтой было воссоздание на пленке атмосферы собственных детских снов и страхов, историй по черную-черную комнату и замки с привидениями. Можно считать, что с этой задачей Алехандро Аменабар справился идеально. К тому же выбор актрисы стал несомненной удачей и утвердил меня в мысли, что Кидман – одна из главных героинь современного кинематографа.

В общем, на праздники в прокат выходит нечто занимательное для всех категорий публики. Единственное – стоит подумать о возрасте детей, с которыми зрители отправятся в кинотеатр, и о тех, кто не любит ужасы. Для маленьких, беременных и слабонервных "Другие" могут стать испытанием. Правда, только на те два часа, что идет картина. Отвратительных и оставляющих неприятный осадок эпизодов в ней нет, а мгновенные страхи быстро развеиваются при выходе из темного зала.

Кроме прочего, есть возможность проверить себя в очередной раз на интуицию и попытаться распутать интригу, чтобы потом похваляться – я, мол, еще в середине догадался. А в качестве бесплатного приложения приличная доза адреналина вам обеспечена.


Обновленный столичный кинотеатр "Киргизия" в районе метро "Новогиреево", оборудованный цифровой системой звуковоспроизведения, откроется 26 декабря премьерой "Других". Смотрите фильм в кинотеатрах сети "Империя кино".

Выбор читателей