Римские каникулы строгого режима

В башне заточены двое узников: вертлявый рэппер и мрачный философ. Режиссер Сергей Красноперец поставил пьесу Иосифа Бродского "Мрамор"

Маленький зал Центра имени Владимира Высоцкого на Таганке не предполагает пышных постановок и помпезных декораций. Здесь укрывается театральный андеграунд, спектакли, интересные скорее критикам, нежели массовому зрителю. Строго очерченный квадрат сцены рассчитан на одного-двух актеров. Белые стены, железные перекрытия. Спрятаться негде ни актерам, ни зрителям. Здесь играется спектакль "Мрамор" по одноименному произведению Иосифа Бродского.

"Камера Публия и Туллия: идеальное помещение на двоих: нечто среднее между однокомнатной квартирой и кабиной космического корабля. Декор: более Палладио, чем Пиранезе. Вид из окна должен передавать ощущение значительной высоты (скажем, проплывающие облака), поскольку тюрьма расположена в огромной стальной Башне, примерно в километр высотой. Окно – либо круглое, как иллюминатор, либо – с закругленными углами, как экран. В центре камеры – декорированная под дорическую колонна – или опора: внешняя сторона ствола, внутри которого – лифт. Ствол этот проходит через всю башню как некий стержень или ось. Все удобства – ванна, стол, умывальник, нужник, телефон, телеэкран, вмонтированный в стену, стеллажи с книгами. На стеллажах и в стенных нишах – бюсты классиков".

Сценограф почти точно воспроизвел задуманный Бродским антураж. Замкнутое пространство, контакт с внешним миром исключен, остаются только воспоминания о прежней жизни и борьба со временем, которое замедлилось и не собирается бежать быстрее, чтобы облегчить страдания своим узникам. Преодолевать длинные дни меланхоличный Туллий предпочитает в компании римских классиков. Обложившись книгами, он читает Сестерция, Лукреция, Катулла. Кажется, что Туллий спокоен и умиротворен, ему не нужна свобода. Сосед по камере, юркий и изворотливый Публий, наоборот, мечтает о побеге, наблюдает сквозь круглые окошки за жизнью извне, всячески подкалывает виртуального надзирателя, Претора, который так и не появляется в спектакле, но мы знаем, что он за всем наблюдает. Развязка – неожиданная: из камеры сбегает тихий и смирный Туллий, но отнюдь не из-за любви к вольной жизни, а чтобы выиграть пару таблеток снотворного у Публия.

Главные действующие лица в спектакле – не двое заключенных, а пространство и время. Все реплики и коллизии пьесы направлены на преодоление этих категорий. "Все дело в том, что дни идут. Чем бы ты ни занимался, ты стоишь на месте, а дни идут. Главное – это Время. Так учил нас Тиберий. Задача Рима – слиться со Временем. Вот в чем смысл жизни. Избавиться от сантиментов! От этих ля-ля о бабах, детишках, любви, ненависти. Избавиться от мыслей о свободе. Понял? И ты сольешься со Временем. Ибо ничего не остается, кроме Времени. И тогда можешь даже не шевелиться – ты идешь вместе с ним. Не отставая и не обгоняя. Ты – сам часы. А не тот, кто на них смотрит... Вот во что верим мы, римляне. Не зависеть от Времени – вот свобода".

Сергей Красноперец и Олег Охотниченко, задействованные в спектакле, своей игрой делают текст Бродского менее тяжеловесным. Не пугайтесь имени нобелевского лауреата на афише и серьезности пьесы. Смело отправляйтесь в центр Высоцкого, чтобы посмотреть на игру актеров, один из которых, Сергей Красноперец, является и режиссером спектакля. "Мрамор" – это противостояние обычного человека, влюбленного в жизнь, и мрачного философа, которого уже ничем не удивить. Пьеса иронична, глубокомысленна и смешна одновременно. А значит, вечер вы потратите не зря.

Ближайший спектакль 11 января.

Выбор читателей