После кукурузы и в ВТО не страшно

Остается одна надежда: что наше село, пережившее и крепостничество, и коллективизацию, и насаждение кукурузы, как-нибудь выдержит и ВТО

Как встретят ВТО на селе, и чем встретит Всемирная торговая организация российский АПК? Эти вопросы впервые были поставлены на повестке дня шестой сессии Рабочей группы по присоединению России к ВТО в 1997 году, и с тех пор они постоянно в центре внимания переговоров.

Пока что договориться не удается. Неудивительно, ибо сельское хозяйство – наша традиционно больная тема, один из наиболее уязвимых секторов экономики некогда великой аграрной страны. Начальник Департамента тарифной политики и мер защиты внутреннего рынка Минэкономразвития Андрей Кушниренко так комментирует ситуацию: "На переговорах все говорят, что понимают наше положение. Но не уступают. И мы не уступаем".

Проблема не только в том, насколько России надлежит опустить импортные тарифы на сельскохозяйственную продукцию, открыв тем самым свой внутренний рынок. Это тоже важный аспект, но все же современные торговые переговоры (особенно в рамках ВТО) ведутся, в основном, по поводу уровня государственной поддержки тех или иных отраслей и, соответственно, экспорта. То есть претензии стран-участников ВТО основываются на том, что цена товара, поставляемого из-за рубежа, является в какой-то степени "нерыночной", заниженной из-за госдотаций производителю.

России предстоит сейчас определить и зафиксировать максимально допустимый уровень субсидий сельхозпроизоводителям, который и вызывает бурные споры с участниками ВТО. Этот уровень определяется, по правилам Организации, на основании показателей трех последних лет перед вступлением. Но, на нашу беду, именно последние годы государство выделяло отечественному АПК совсем уж смешные суммы (что-то в районе $1-2 млрд.), не идущие ни в какое сравнение с уровнем поддержки сельского хозяйства за рубежом. Так что Россия хочет убедить своих оппонентов взять за основу для расчета не последние, а три "представительных года" из своей новейшей истории.

Поначалу шла речь о 1989-1991 годах, когда уровень господдержки составлял около $90 млрд. Запад, естественно, "крутил пальцем у виска". Теперь российская делегация упорно настаивает на цифре $16,2 млрд., полученной на основании данных за 1993-1995 годы. Это уже более приемлемый и вполне проходной вариант, однако члены ВТО пока продолжают упорствовать: надо-де вам исходить из реальных возможностей вашей казны.

А вот заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрной политике Михаил Одинцов считает, что за основу нужно брать вовсе не наши, а "их" показатели: например, в ЕС в 2000 году объемы субсидий сельскому хозяйству составили $37,5 млрд. Вот на кого надо держать равнение. Иначе, полагает он, никакой честной конкуренции у нас с ними не будет. И не беда, что сейчас правительство не может наскрести для родимого села и двух миллиардов, главное – выторговать такие условия, чтобы потом внуки и правнуки не жаловались. Одинцов убежден, что для полноценной конкуренции мало убрать защиту – открыть рынки; необходимо, чтобы партнеры находились в одной весовой категории. И если в данном случае речь идет о лимите субсидий, то он должен быть одинаков или, по крайней мере, сопоставим.

Да, российским аграриям нелегко будет тягаться с западными с открытым забралом (т.е. рынком). Однако если вслед за Михаилом Одинцовым прибегнуть к спортивной аналогии, то что изменится от того, если мы скажем: "Оба борца должны весить по 100 кило", а один из них все равно весит только 50? Давайте сошьем ему костюм с расчетом на то, что он когда-нибудь наберет в весе, и будем пугать им (костюмом) наших оппонентов! Но увы, наша конкурентоспособность от этого не увеличится.

Беда в том, что российским аграриям тяжело "самим по себе". Судьба у них такая. Однако они сами виноваты в своих бедах – так, по крайней мере, считают в руководстве Союза российских промышленников и предпринимателей (одного из основных двигателей либеральных реформ). Не радеют, дескать, сельчане, а государственные субсидии тут вовсе ни при чем. А вот ВТО как раз и поможет им выйти из нынешнего бедственного положения – научит радеть.

Такой точки зрения придерживается, в частности, исполнительный вице-президент РСПП Игорь Юргенс: "Вступление в ВТО – большой катализатор наших собственных реформ, которые нам нужны вне зависимости от того, хотим или не хотим мы вступать в ВТО". Далее Юргенс, уже как президент Российского союза страховщиков, не без гордости отметил, что страховщики, например, приобщившись в 1997 году к переговорному процессу, так прониклись идеей вступления в ВТО, что "получили неслыханные – повторяю: неслыханные – до этого в истории российских демократических реформ стимулы к развитию страхования". Игорь Юргенс сожалеет, что другие секторы и отрасли российской экономики не настолько прониклись этим процессом, иначе "может быть, они имели бы тоже более зрелый климат адаптации".

Однако вернемся к нашим аграриям. Хотя они и "не прониклись", но вступать в ВТО придется всем отраслям экономики страны, и причем довольно скоро. Глава ВТО Майкл Мур считает, что вступление России может состояться уже в середине 2003 года. Что же тогда делать с нашим АПК? Как обеспечить его выживаемость в условиях ВТО, чтобы свободная торговля не погубила наше сельское хозяйство, а пошла ему на пользу?

Эксперты полагают, что очень многое зависит от стартовых условий. Не стоит задаваться целью скроить себе "костюм на вырост". Нужно просто добиваться того, чтобы предлагаемая повседневная одежда не стесняла движений, но в то же время – чтобы никто не сказал потом сакраментальную фразу "а король-то голый!"

Михаил Одинцов полагает, что в этом смысле нам ни в коем случае нельзя идти по пути таких стран, как Монголия, Грузия или Молдова, которые приняли "максимально либеральный набор условий ВТО", делающий очень уязвимыми продовольственные рынки этих стран. "Но есть примеры, достойные подражания, – замечает он, – это Литва и Латвия". Они добились лучших условий по ставкам импортных тарифов на продовольственные товары (10-50% при средних показателях других стран 10-35%), а также предоставления им более длительного переходного периода – соответственно, 9 и 8 лет, в то время как обычно ВТО ограничивает его сроком в 5-6 лет.

России необходимо зафиксировать широкие права по введению специальных защитных мер. Это общепринятая практика: в Евросоюзе, например, при возникновении серьезных угроз внутреннему рынку вводятся дополнительные пошлины на импорт соответствующих товаров, которые достигают 800% их стоимости.

Необходимо также установить порог максимально допустимой доли импорта продовольственных товаров на внутреннем рынке, превышение которого влечет включение защитных механизмов. В западных странах по большинству категорий товаров он составляет около 20%.

Не менее важной задачей является налаживание системы быстрого реагирования на ситуации нарушения внутреннего рынка, требующие соответствующих мер со стороны государства. Пока что это быстрое реагирование занимает у нас год и более...

Это лишь немногое из того, что, по оценкам экспертов, России следует сделать и чего добиться, вступая в ВТО, дабы защитить свой АПК. Российские эксперты не верят в разговоры о том, что "там, откуда еще никто не возвращался" (имеется в виду ВТО) – прекрасные условия для того, чтобы экспортеры сами защищали свои интересы. "Поверьте на слово, – призывает Михаил Одинцов, – что какому-то хозяйству из Рязанской области будет проще распрощаться со своим товаром, чем командировать за рубеж своих представителей, нанимать адвокатов и обивать пороги международных судов". Поэтому нужно сделать как можно больше для того, чтобы у российских производителей впоследствии пореже возникала необходимость самим отстаивать свои права.

И поскольку курс на скорейшее вступление в ВТО никто, похоже, изменять не собирается, то все это предстоит делать "в процессе". Именно к такому мнению пришили в РСПП, где, кстати, решили взяться за дело серьезно и подсобить правительству в подготовке к вступлению. Но ведь есть еще и аграрии с коммунистами в Госдуме, а также весьма консервативное аграрное лобби, которые могут внести свои коррективы в планы правительства. Да и оппоненты России на переговорах могут "не проявить понимания" к трудностям российского села, отказав ему в особых поблажках.

Тогда остается одна надежда: что наше село, пережившее и отмену крепостничества, и коллективизацию, и насаждение кукурузы, и еще неведомо сколько напастей (включая ежегодно случающиеся зиму, весну, лето и осень с урожаем), как-нибудь выдержит и ВТО. Подумаешь, беда: еще одно слово из трех букв в лексиконе появится!

Выбор читателей